Антипасха. Неделя 2 по Пасхе, апостола Фомы.

Обновлено 09.05.2022 11:46 Автор: Admin 09.05.2022 11:42

Печать

Антипасха. Неделя 2 по Пасхе, апостола Фомы.

Ин., 20, 19-31.

Святитель Николай Сербский писал: «Все люди любят жизнь, любят радость, желают бессмертия, жаждут полноты счастья. Однако, когда Бог все это им открывает и предлагает, некоторые медлят и сомневаются». Сомневаются обитатели сей юдоли плача, что есть некое Царство Жизни, лучшее, нежели это! Сомневаются невольники смерти, что возможно существование бессмертной Державы Божией! Сомневаются сопричастники червей и гусениц, что Бог может обратить их в бессмертных царей, в сопричастников светлых ангелов!

Сомнение людей в откровении Христовом является последней болезнью человеческой в великой мировой больнице: от этой болезни в мире нет лекарства. Ибо воскресший Христос есть единственное лекарство, и если кто-нибудь сего лекарства не принимает, то как ему выздороветь?

Сегодняшнее Евангельское чтение предоставляет особое доказательство Воскресения Христова, доказательство, утвердившее в вере апостола Фому и вместе с Фомою – тысячи других христиан с начала истории спасения и доныне.

Ин.20:19. В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

 

Первый день недели есть день, следующий за субботою, как это ясно из Евангелия от Марка, где говорится: «По прошествии субботы... в первый день недели» (Мк.16:1–2). Это воскресенье, тот самый день, рано утром в который Господь воскрес.

Из опасения от иудеев ученики Его держали двери запертыми. Ибо, несомненно, в них было живо воспоминание о пророчестве их Учителя, Который предвещал им предания на судилища и избиения в синагогах (Мф.10:17). Что могли они, немощные люди, ожидать для себя от тех, кто с вопиющею бессовестностью осудили безгрешного, великодушного Целителя и удивительного Чудотворца Христа, от тех, кто с ног до головы запачканы кровью?

Двери дома были заперты. Иисус желал показать Свое возвращенное всемогущество после мнимой немощи и мнимого поражения последних двух-трех дней. Когда Он был в смертном теле, Его воле покорялись моря и ветры. Как же ныне Ему, в прославленном теле, смогут воспрепятствовать деревянные двери или каменные стены? Блаженный Феофилакт Болгарский замечает: «Является «когда двери были заперты» для того, чтобы показать, что Он и воскрес, когда на гробе лежал камень».

Ранее, при расставании со Своими учениками, Господь сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14:27). Иисус дает то, чем воистину обладает. Его мир есть мир Победителя, победившего все. Поэтому Его мир есть радость, храбрость, здравие, тишина и сила. Сие есть «мир Божий, который превыше всякого ума» (Флп.4:7); такой мир означает воцарение Бога в душе человеческой. Такой мир – вершина, плод и венец духовной жизни истинного христианина.

Ин.20:20. Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

Пред самыми крестными страданиями, Иисус, более всех как Человек нуждался в сострадании. Но забыв о Себе, Он старался утешить скорбящих учеников: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16:22). Се, минута, когда сбылось то дивное пророчество и настал радостный миг встречи с учениками!

Ин.20:21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Святитель Иоанн Златоуст объяснял: «А так как они имели непримиримую брань с иудеями, то Он часто повторяет: «Мир вам», – предлагая таким образом равносильное брани утешение». Ныне, посылая их в мир, то есть на внешнюю брань с миром, Он вторично приветствует их и отправляет с миром, дабы они не убоялись мира сего, выстояли в борьбе и были сеятелями мира в сердцах человеческих. Сие есть избыток мира, который они должны не только иметь в себе, но и раздавать его другим.

Ин.20:22-23. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Своим животворящим дыханием Он оживляет, обновляет, воистину воскрешает увядшие души человеческие. Сие есть первое дарование Духа Святого. Второе произойдет в пятидесятый день после этого знаменательного вечера. Сие первое дарование – чтобы оживить и укрепить самих учеников, а то второе – для их апостольского служения в мире – чтобы оживить мир. Дав им таким образом силу, Господь теперь дает им и власть прощать грехи и оставлять грехи.

Ин.20:24. Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

Что значит замечание – называемый Близнец? Это значение имени – Фома. Ибо, как Кифа значит камень, так и Фома значит близнец.

Ин.20:25. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

Однажды проявил Фома свою личную храбрость и преданность Господу, по недопониманию. Это было, когда они узнали о смерти Лазаря и Господь позвал Своих учеников: «Пойдем к нему». Фома понял это так, как если бы Господь звал их на смерть. Вот как пишет Евангелист: «Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11:16). И хотя слова сии сказаны по недопониманию, все же они характеризуют сердце храброе и преданное.

Фома слышал, но не верил. Он не верил не потому, что считал их лжецами, но потому, что дело воскресения считал невозможным. Его неверие доходит до того, что он заявляет: не поверит даже собственным глазам, если увидит Его, пока руками не прикоснется к ранам Его.

Здесь были ясно явлены две вещи: страшная поврежденность человеческой природы, показавшая себя в упорном неверии одного из апостолов, у которого были бесчисленные основания верить; и изобилие Божией мудрости и Божией любви. Бог не пользуется злом для блага и не использует худых средств для достижения благих целей; но по всеведению, премудрости и любви Своей к людям Он исправляет наши худые пути и обращает их ко благу.

Ин.20:26. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

Для чего Господь является ему не тотчас, но спустя восемь дней? Для того чтобы он, внимая наставлению соучеников, воспламенился большим желанием и сделался тверже верующим на будущее время.

Ин.20:27. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Господь, желая показать, что Он был с ними и тогда, когда Фома говорил со своими товарищами, Сам вперед исполняет то, чего желал Фома, и употребляет его собственные слова.

Каким образом тело нетленное оказалось имеющим раны и было осязаемо рукою человеческою? Все это было делом снисхождения. Ибо тело, вошедшее чрез запертые двери, и потому тонкое и легкое, было свободно от всякой грубости. А чтобы уверить в воскресении, Господь показывает его таким, имеющим знаки креста и раны. Также, что Он и ел, ел не по нужде для тела, но для удостоверения в воскресении. Посему, как прежде распятия, ходя по волнам (Мк. 6, 48), Он имел тело не иной природы, так и ныне показывает оное осязаемым и имеющим раны. Ибо это показывается по снисхождению и для удостоверения, а не по необходимости и закону тела.

Ин.20:28. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом. Ибо он проповедал два естества и одно лицо во едином Христе. Сказав «Господь», исповедал человеческое естество; ибо «Господь» употребляется и об людях, например: «Господин! если ты вынес Его» (Ин. 20, 15). А сказав «Бог мой», исповедал божеское. Заметь и то, как для одного человека – Фомы – Господь не отказался снизойти и показать ребро, чтобы спасти одну душу неверующую.

Ин.20:29. Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Господь, показывая нам, что вера состоит в том, чтобы принимать невидимое, говорит: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». Здесь Он намекает на учеников, которые не касались ни раны от гвоздей, ни ребра, однако, уверовали, и не на одних только их, но и на тех, которые уверуют впоследствии.

Ин.20:30. Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

Евангелист говорит о тех чудесах, которые совершены Господом по воскресении. Ибо, обращаясь с одними только учениками в течение сорока дней, Он представлял доказательства воскресения. Как до страдания Он творил чудеса в подтверждение, что Он Сын Божий, так по воскресении Он совершал чудеса пред учениками в подтверждение, что Он Сын Человеческий, то есть носит тело, хотя и нетленное и боговиднейшее, и уже не подлежащее законам плотским.

Ин.20:31. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Не ждите иного Мессию и Спасителя мира, ибо Тот, Кому подобало прийти, пришел. Тот, Кого предвещали пророки в Израиле явился. Господь явился Фоме не только ради самого Фомы, но и ради всех нас, ищущих истину и вечную жизнь. Своим явлением Фоме преблагий Господь помог и всем нам легче веровать в Него, воскресшего и живого, и чрез ту веру иметь часть в вечной истине и вечной жизни. Веруя, что Он воскрес и жив, мы приготовляем сами себе жизнь, ибо Он воскрес и жив для нас. А кто думает, что Он мертв, тот сам себе присуждает и утверждает смерть и погибель.

Во имя Его, – добавляет Евангелист. Почему во имя Его? «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13). Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение.

О братия мои, Господь воскрес и живет! Какого доказательства тут еще можно потребовать, когда это самый доказанный факт в истории мира? Промысл Божий из человеколюбия устроил так, что это является самым доказанным фактом в истории мира. Из всех событий во всем прошлом человечества ни одно не доказано так ясно, как событие Воскресения Христова.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Более подробное изучение христианства приводит к более определенному убеждению в Божественности его». Самое сильное убеждение является от жительства по евангельским заповедям, как и пророк сказал: «От заповедей Твоих разумех» (Пс. 118:104). Убеждение от исполнения заповедей есть убеждение, действующее в самой душе человека: оно сильнее всякого убеждения извне. Евангельские заповеди успокаивают, оживляют, укрепляют душу. Ощутивший действие их в себе стяжевает живую веру.

«Принеси перст твой семо, – говорит Спаситель колеблющемуся в вере ученику, ученику, пораженному недоумением пред величием дел Божиих, – принеси руку твою,... и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:27). «Осяжите мя, и видите» (Лк. 24:39); начните действовать по указанию заповедей Моих, осяжите Меня жизнью по воле Моей и увидите Меня, невидимого, увидите духовным ощущением души вашей; каждый таким образом осязающий Меня, удостоверится во Мне и в восторге о обретении Меня воскликнет с возлюбленным Моим апостолом: «Господь Мой и Бог мой» (Ин. 20:28). Аминь.

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин).