Неделя 22 по Пятидесятнице. Евангелие о Лазаре и богаче.

Обновлено 15.11.2021 17:58 Автор: Admin 15.11.2021 17:52

Печать

Неделя 22 по Пятидесятнице.

Евангелие о Лазаре и богаче.

Лк., 16, 19-31.

Лк.16:19-21. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Перед нами страшная картина земного неравенства. Какая противоположность: с одной стороны - богач во всех отношениях благополучен, одет в порфиру и виссон, «каждый день пиршествовал блистательно», и не то, чтоб ныне – да, а завтра – нет, но «каждый день», и не то, чтобы умеренно, но «блистательно», то есть роскошно и расточительно; с другой – отверженный нищий, одетый в струпья и гной! С одной стороны - человек, окруженный подобными ему людьми: богатыми, разряженными, веселыми, пресыщенными; с другой – одинокий человек, которого окружают лишь псы! С одной стороны – большое богатство, здоровье и сытость; с другой – тяжелая болезнь, горькая нищета и голод! С одной стороны - оглушительные песни, пляски и смех; с другой - молчаливое ожидание крошек хлеба, и молчаливый взгляд на гной, текущий из собственного тела, и молчаливое ожидание смерти! Молчаливое и терпеливое. Испытывая голод, он лишь желал напитаться крошками со стола богача и молчал. Сердцем он беседовал с Неким, но языком - ни с кем. Но к чему было и говорить ему о своей беде языком, когда тело его говорило о ней яснее всех языков мира?

Господь не упоминает имени богача, чтобы не оказывать лишней чести тому, кого люди и так чрезмерно чествовали, и чтобы показать, что суды Божии - иные, чем суды человеческие, и часто совершенно им противоположны. Он пришел на землю не для того, чтобы поступать с людьми так, как они поступают друг с другом, но чтобы показать, как Небо поступит с людьми. И уже самим этим пропуском имени богача Он открывает одну из небесных тайн. Имена подобных богачей не вспомнят ни среди ангелов, ни среди святых. Они будут стёрты из Книги Жизни.

Обратите внимание, что Господь как бы нарочно избегает произносить Своими устами имена Ирода, Пилата, Каиафы. Пойдите, скажите этой лисице (Лк.13:32)! - говорит Он об Ироде, не называя его по имени. Как и чрез пророка сказано: «Не помяну имен их устами моими» (Пс. 15, 4). Праведникам же Господь наш Иисус Христос сказал: радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк.10:20); и это радование Он им заповедует прежде всякого другого, даже прежде радования о том, что бесы им повинуются.

Но какое зло совершил этот богач? Посмотрите: Господь не обвиняет его ни во лжи, ни в блуде, ни в убийстве, ни в неверии в Бога, ни в краже, ни в грабеже. Ведь похоже, что сам он не добывал этого богатства, а унаследовал его, поскольку говорится: был богат, а не «стал богатым» или «разбогател». Но к чему было Господу обвинять его, когда у ворот его лежало живое обвинение, написанное против него не чернилами на бумаге, но струпьями и гноем на коже живого человека? Крайнее презрение к человеку Лазарю, было из-за его крайней бедности и ужасной болезни. Лазарь пред вратами: хозяину дома нельзя не приметить его при каждом своем выходе и входе: но богатый как будто не примечает его, он отворачивался от него, чтобы не замарать свой взгляд. Если бы Лазарь появился у ворот здоровый и одетый в виссон, богач, несомненно, обратился бы к нему с приглашением на свою трапезу. Однако в покрытом струпьями нищем он человека не заметил. Он презрел создание Божие, как будто его и не существовало. К чему было Господу перечислять все грехи богача? Все они раскрыты одним штрихом. Жестокосердие к Лазарю сорвало завесу с мерзкого гноища души богача.

Этот богач смеялся и веселился всю жизнь, и смех и веселье полностью изгнали из его сердца страх Божий. Самовлюбленный богач полагал, что принадлежит сам себе, а свое богатство считал не ссудой Божией, а исключительно своей собственностью. Талант, данный от Бога, он закопал в землю своего тела и не дал пользоваться им тем, кто в этом нуждался. Он смотрел только плотскими глазами, слушал плотскими ушами, жил плотской жизнью. Сердце его отягчилось объядением и пьянством (Лк.21:34) и стало совершенно слепым к духовному миру и чужим духовным ценностям.

Лазарь хотел насытиться не роскошными яствами и лакомыми снедями, ему достаточно было и крошек, падающих со стола. Но сего бедный Лазарь тщетно желал, никому до него не было дел, он был чужим на этом празднике жизни. Псы приходят отправлять должность врачей над ранами больного Лазаря: в людях не нашлось и столько сострадания, сколько в бессловесных. Лазарь был повержен у ворот богатого. Новая скорбь видеть, что другие с избытком наслаждаются, а он томится изнурительным голодом.

Лк.16:22-24. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, поносил роскошную жизнь богача, осуждал бесчеловечие его, хулил Бога? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли Ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести – сопровождения и несения Ангелами.

Умирают богатые, так же, как умирают бедные. Никто не рождается на этот свет, чтобы жить в нем вечно, ибо этот свет и сам смертен и ждет своего конца. Богачи умирают, вздыхая об этом свете, а бедняки - вздыхая о том. Оставив этот мир, богач оставил блеск, роскошь и наслаждения; а Лазарь, оставив этот мир, оставил голод, струпья и псов.

На небесах не слишком полагаются на человеческие оценки: ни на их похвалы, ни на плевки, ни на ордена, ни на осуждения. Человеческие оценки простираются лишь до могилы. Взгляните теперь на жатву Божию! Когда умер бедняк, ангелы взяли душу его и отнесли на лоно Авраамово; а когда умер богач, ангелы вернулись от его смертного одра с пустыми руками. На одном, снаружи гнилом, дереве ангелы нашли и собрали дивные и спелые плоды; а на другом, снаружи густолиственном и зеленом, не нашли никаких плодов. А всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк.3:9).

Авраам является праотцем народа еврейского по плоти, но по своему благочестию он праотец всех праведников, кои верой, послушанием и смирением угодили Богу, исполнив Его волю. И Лазарь был на лоне Авраамовом. Что есть лоно Авраамово? Оно есть тихое пристанище всех праведных, упокоенных Богом после бурь житейских на земле.

Пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой. Почему богатый обращает просьбу свою не к Лазарю, а к Аврааму? Может быть, он стыдился, а может быть, думал, что Лазарь помнит его зло. Поэтому-то он обращается со своими словами к Аврааму, думая, вероятно, что патриарх не знает, как было дело. Воистину, нет слов, которые могли бы лучше выразить весь ужас мук грешников в аду! Если кто-то слегка проголодался, он просит мяса и рыбы, чтобы ублажить свое чрево; если кто-то сильно голоден, он просит и о корке черствого хлеба, чтобы насытиться; но если человек умирает от голода, он радуется, получив и горсть желудей для спасения своей жизни. Как неописуемо страшно адское пламя, в котором горел этот богач, ясно видно из того, что он не просит ни о куске льда, ни о ведре воды, ни даже о чаше воды, но лишь о влажном конце одного перста! О том, чтоб лишь одна капля воды на конце перста опустилась на его пылающий язык!

Евангельский богатый, кажется, ничего не сделал, за что бы осудить его на погибель. Подлинно легко погибнуть. Кто решительным направлением своей воли, склонностью, страстью, совратился и двинулся на путь неправый – на путь богатолюбия, роскоши, тщеславия: тот неприметно и легко катится по наклонности сего пути, не примечая, что наклонность сия простирается до самого ада.

Ты думаешь извинить его тем, что он ничего не сделал для своей погибели: но не слишком ли много безумия требуешь ты от каждого погибающего, чтобы он сам действовал прямо для своей погибели? Погибают обыкновенно не потому, чтобы старались погибнуть, но потому, что не стараются спастись. Ничего не сделал? – В том-то и преступление, от того-то и беда, что он ничего не сделал.

Не должно слишком много успокаивать себя внешнею непорочностью своей жизни: не делать грубых, явных преступлений, не значит еще быть добродетельным и достойным блаженства. В некоторых людях это есть только внешняя благовидность жизни, еще не означающая, что душа в добре утверждена; это есть только преддверие, которым входят в храм непорочности, только подножие, которым восходят к добродетели, стоящей гораздо выше. Благами века сего должно пользоваться с умеренностью, даже с некоторою недоверчивостью, с опасением, чтобы не воспринять благая своя в жизни своей, без остатка утешения для жизни будущей.

Вести жизнь по вся дни веселую, по вся дни блистательную, в которой рабочие дни не отличаются от праздников ни трудом, ни простотою, в которой праздники не имеют покоя от увеселений, есть путь сомнительный, очевидно широкий. И если видимая широта его не стесняется тайным отчуждением сердца от мирских прелестей, сокровенными духовными подвигами и препобеждающими суету добродетелями, то конец сего пути не иной может быть, как указанный Христовым изречением: широкий путь вводяй в пагубу (Матф. VII. 13).

Лк.16:25-26. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;  и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Он не сказал богачу: бесстыжий и жестокий, только теперь ты вспомнил о человеколюбии. Но что? Авраам кротко и с состраданием говорит: «чадо». Праотец Авраам хочет напомнить своему потомку, что тот из его племени, что он имел перед собой высокие образцы праведников, и вовремя мог избавить себя от адских мук. Но он не может выполнить мольбу грешника по двум причинам. Во-первых, потому что данным положением вещей удовлетворена небесная справедливость; и, во-вторых, потому что между обителями праведников и местом мучения грешников на том свете нет ни моста, ни дороги для людей. Сможет ли всё же кто-нибудь из грешников по молитвам земной Церкви быть переведён Богом из ада в рай прежде Страшного Суда - это тайна Божия, в которую Авраам не входит.

Ты получил уже доброе твое в жизни твоей. Авраам только напоминает бывшему богачу, который теперь беднее всех нищих на свете, что тот получил во временной жизни всё, им желаемое. А так как он на земле никогда не желал небесных благ, то он уже принял всю свою плату сполна в жизни земной. Хотя некоторые осквернили себя злодеяниями, хотя дошли до крайней степени злобы, но когда-нибудь сделали они одно или два добрых дела. Поэтому и богач имел какие-нибудь добрые дела, то он в благоденствии здешней жизни получил воздаяние.

А Лазарь – злое. Он совершил одно или два злых дела и в скорби, которую здесь претерпел, получил за них должное воздаяние. Лазарь же в этой временной жизни принял муку, боль, презрение и слезы, желая благ небесных, и вот, он и достиг этих благ. Как и сказал Господь: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4); и еще: вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин.16:20); и еще: Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете (Лк.6:25)!

«Пропасть» означает расстояние и различие между праведными и грешниками. Ибо как произволения их были различны, так и обители их имеют большую разность, когда каждый получает воздаяние соответственно произволению и жизни. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет все во всех. Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что «хотящие перейти отсюда к вам... или оттуда к нам... не могут» сего сделать. Поэтому как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген.

Лк.16:27-28. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Несчастный богач, не получив облегчения своей участи, прилагает просьбу о других. Смотри, как он чрез наказание пришел к сочувствию другим, и теперь заботится о других, умоляет послать в дом отца своего, не просто кого-нибудь из мертвых, но Лазаря, чтобы видевшие его прежде больным и бесчестным увидели теперь увенчанным славой и здоровым. Что же сказал Авраам?

Лк.16:29. Авраам сказал ему; у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

Ты, – говорит, – не так печешься о братьях, как Бог, Творец их. Он приставил к ним мудрых наставников. Зачем посылать Лазаря на землю с напоминанием людям, что их ждет после смерти, когда через Моисея и пророков им ясно сказано, что нужно делать для спасения? Многие тысячи других людей спаслись не свидетельством мертвых, но свидетельством живых. И раз столькие тысячи смогли спастись, слушая Моисея и пророков, смогут и твои братья.

Лк.16:30. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

Как сам, слыша Священное Писания, не верил и слова предостережения считал баснями, так предполагал, что и братья не послушают святого Моисея и пророков, но если кто воскреснет из мертвых, поверят.

Лк.16:31. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Не скажут ли они: это привидение? Или какой-то призрак? Или самообман? Если б это воскрешение мертвых было полезно для нашей веры, Господь творил бы оное часто. Но ныне ничто так не полезно, как тщательное исследование Писаний (Ин. 5, 39). Воскрешать мертвых (хотя) призрачно умудрился бы и диавол, и поэтому ввел бы неразумных в заблуждение, всеяв между ними учение об аде, достойное своей злобы. А при здравом нашем исследовании Писаний, диавол не может ничего такого выдумать. Ибо они (Писания) суть светильник и свет (2Пет. 1, 19), при сиянии которого вор обнаруживается и открывается. Итак, нужно Писаниям веровать, а не требовать воскрешения мертвых.

Ответ Авраама ничем не помог горящему в аду грешнику, но зато он может помочь многим, которые сегодня вызывают духов умерших. Воистину, нет более легкого пути сойти с ума и пасть в бездну! Спиритизм есть побег из света во тьму и поиск света во тьме. Вызывающие духов для познания истины доказывают этим, что не веруют Господу Иисусу Христу.

Если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. Это видно из примера иудеев. Они, так как не слушали Писаний, не поверили и тогда, когда видели мертвых воскресшими. Евреи, видя воскрешенного Лазаря, не только не поверили, но и хотели убить Лазаря (Ин.12:10-11), чтобы он не свидетельствовал об истине. А еще иудеи видели возвращенную из мертвых дочь Иаира, и сына Наинской вдовы. И после того, как при Распятии Господа воскресли многие усопшие (Мф. 27, 52), иудеи дышали на апостолов еще большим убийством. Наконец, они достоверно узнали о Воскресшем Господе Иисусе - но, вместо того, чтобы уверовать, они подкупили стражников отрицать истину и провозглашать ложь.

Господь наш Иисус Христос есть наш Путеводитель в Его Царствие, которое никто не может знать лучше Его Самого. Будем же с великим вниманием слушать предостережение нашего Спасителя, и, отринув жестокосердие богача, приобретем смиренномудрие Лазаря, его терпение, его веру и его надежду. И чтобы мы ничего в этом мире не считали своей собственностью, но все, что мы имеем, - Божией ссудой, данной нам для спасения нашего и наших ближних. Господу же Иисусу Христу о сем подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин).