Автор: Admin 28.10.2010 14:48

Печать

Все болезни начинаются с ... души

Мария Хорькова
Так называемая «альтернативная» медицина в нашей стране чрезвычайно популярна. Траволечение, медолечение, лечение глиной и камнями... Заговоры, обереги, целители, восточные практики... Что из этого - шарлатанство, что может принести реальную пользу, чего следует или не следует опасаться христианам? Об этом говорили 22-23 октября в Москве на конференции «Традиционная медицина и православие».

В работе конференции принял участие ректор Российского православного института им. Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев). Он поделился с корреспондентами своими мыслями о том, что такое христианское отношение к врачеванию.

Игумен Петр напомнил, что христианской культуре свойственно прежде всего искать первопричину болезни, то есть грех или душевное нестроение, и лишь потом заниматься лечением тела. Такое понимание служения врача для российской медицины традиционно, так как первые медицинские центры в нашей стране развивались именно на базе монастырей, с использованием возможностей природы. Ректор РПИ считает, что православный врач должен, в первую очередь, понимать душевную первопричину болезни и при необходимости указывать на нее пациенту. «До определенного периода, - замечает игумен, - вообще не делили помощь человеку на заботу о душе и заботу о теле. Сегодня необходимо вспомнить об этой традиции».



С докладом о традиционных методах медицины и их приемлемости с точки зрения православной этики выступил Ответственный секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви игумен Серафим (Кравченко). Он отметил, что православной  традиции не отвечает использование тибетских и египетских методик, в состав которых входит обязательный прием так называемых «волшебных» или «золотых» горошин с чтением сакральных текстов, заговоров или мантр. Хождение к травницам, которые сопровождают лечение чтением заговоров, также противоречит церковной традиции. Неприемлемы и препараты типа «Вивитона», «Гербалайфа» и подобных. Как же определить, можно ли христианину пользоваться тем или иным препаратом? Ответ на этот вопрос может дать аннотация. Если указано, что препарат предназначен для «омоложения организма», «восстановления потенции», «достижения счастья», это «эликсир жизни», то, скорее всего, от этого лекарства стоит отказаться. Массаж и мануальная терапия не противоречат христианской традиции, но если речь идет о бесконтактном или биоэнергетическом массаже - такие практики неприемлемы. Иглорефлексотерапия вцелом, как механическое использование знаний восточной медицины без чтения мантр и заговоров следует считать допустимым, так как при этом затрагивается только физиологический аспект. Не противоречат христианскому вероучению глино- и медолечение, фитотерапия, а вот метод лечения камнями иногда несет в себе оккультный элемент. Лечение металлами, если им приписываются мистические свойства неприемлемо, но если лечение основано на их физических или химических свойствах (например, медная монетка, прикладываемая к гематоме, уменьшает боль). Совершенно неприемлемы методы, связанные с урино- и фекалотерапией: в Священном Писании все человеческие выделения называются «скверной».  Голодание, которое проводится по собственной воле, без указания врача есть грех, ведь Церковь установила посты и постные дни, равно как и сплошные седмицы - такой порядок противостоит человеческому своеволию. Обливание водой, моржевание по методу Порфирия Иванова и подобные носят оккультный элемент, что делает их несовместимым с православным образом жизни. В употреблении минеральных вод нет ничего греховного. Лечение природой, призывание древних мистических сил, насыщение себя энергией солнца, воды, огня - это неоязычество в медицинской оболочке. Грязелечение по предписанию врача допустимо, равно как и баня. Противоречат православному вероучению методы психоделической релаксации, так как в их основе лежит самовнушение. Как только речь заходит о лечении космическим разумом, шаманстве, заговорах, парапсихологии, биоэнергетике, выдуманных бабками и народными целителями молитвах, экстрасенсорике, гадании, телецелительстве, снятии порчи и сглаза, астрологических прогнозах и подобном, Православная Церковь говорит твердое «нет».



***



По замечанию ректора РПИ игумена Петра (Еремеева)  «на уровне государства, общества, бизнеса и самой Церкви» наблюдается дефицит «высоконравственных, православно-ориентированных, высококвалифицированных и конкурентоспособных в современных условиях кадров, способных лечить всего человека, а не действовать по принципу "одно лечим, другое калечим"». В подготовке таких светских и церковных кадров  глава РПИ видит видит цель совместной деятельности Российского православного института, Профессиональной ассоциации наутротерапии, известных православно-ориентированных фито-центров в Москве и регионах - организаторов конференции.

Интернет-издание "Татьянин день"