.. Новости Великий пост Неделя 1 Великого поста.

Неделя 1 Великого поста.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 1 Великого поста.

Ин. 1:43-51

Ин.1:43-44. На другой день: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из: одного города с Андреем и Петром.

Галилея была языческой, населенной главным образом эллинами, римлянами и сирийцами, которых лишь слегка разбавляли евреи. Уже тем самым, что Он отверз Свои Божественные уста сперва в этой Галилее, представлявшей собою смешение народов, Господь подчеркнул всечеловеческое предназначение Своего Евангелия.

 

Андрей и Петр, беседуя с земляком Филиппом, вероятно, рассказали ему о Господе. Город Вифсаида был небольшой и как замечает блаженный Феофилакт Болгарский: «Приличнее мог быть назван деревней».

Ин.1:45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета.

Филипп сразу последовал призванию без каких бы то ни было колебаний; это ясно из того, что он возгоревшись ревностью о Христе, тотчас же приступает к апостольскому служению, начинает набирать и других добровольцев и приводить их ко Господу. Он делится своей радостью с Нафанаилом, и так как тот был сведущ в Священном Писании, то Филипп отсылает его к закону и пророкам. Называет Иисуса сыном Иосифа, поскольку в то время Его еще считали сыном Иосифа. Называет Его «Назарянином», хотя Он собственно был вифлеемлянин, потому что Он родился в Вифлееме. Но как рождение Его было многим неизвестно, то и называют Его Назарянином, как воспитавшегося в Назарете.

Ин.1:46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Святитель Николай Сербский толковал: «Вопрос Нафанаила следует понимать не как злорадное замечание окамененного и упорствующего сердца, но как опасение сердца искреннего: случайно не обманулся ли грубо друг его?» С осторожностью Нафанаил выражает свое сомнение – в виде вопроса. Он знал из Писаний, что Христу надлежит придти из Вифлиеема - из селения, в котором был Давид. Это мнение господствовало между иудеями, да и пророк издавна предвозвестил, сказав: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мих.5:2). Нафанаил не сказал ничего ни в пользу, ни против Него; ибо слова его происходили не от неверия, а от осмотрительности и от ума, знавшего закон.

Пойди и посмотри. Филипп был уверен, что Премудрый и Всемогущий Господь откроет Себя Нафанаилу тем образом, который наиболее подходит для его духа и характера. Архиепископ Аверкий (Таушев) говорил: «Нафанаил, как человек откровенный и искренний, желая исследовать, насколько верно то, о чем говорит ему друг, сейчас же пошел ко Иисусу».

Ин.1:47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Это значит - человек, исполненный противоположного лукавству, то есть Бога: богомыслия, жажды Бога, искания Бога, ожидания Бога, упования на Бога. Это человек, предавший себя единому Владыке Богу, и не желающий знать иного господина; человек в котором зло не смогло пустить корней.

Ин.1:48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Лукавому человеку угодны похвалы и лесть. Если бы в Нафанаиле было лукавство, он опьянился бы сею похвалою Христовой и начал бы Его благодарить или же с притворной скромностью отклонять от себя похвалу ту. Но Нафанаила больше волнует истина, чем похвала, и для него важнее Христос, нежели он сам. Потому, не принимая и не отвергая  высказанной похвалы, Нафанаил задает  прямой вопрос, цель коего - открыть истину о Христе.

Иисус знал и прежде благонравие Нафанаила, не как человек, следивший за ним, а как Бог, Видящий ход мыслей и Слышащий их таинственный шепот в человеке. Господь заговорил с Нафанаиом прежде, чем приблизился Филипп, для того, чтобы кто не подумал, что Филипп пересказал Ему о смоковнице и о прочем, о чем говорил со своим товарищем.

Ин.1:49-50. Нафанаил отвечает Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

Сие вездеприсутствие и всеведение Господа Иисуса Христа поразило Нафанаила не менее, чем Петра - богатый улов на море. Познавая сердца человеческие, Господь знал, какая из  Его Божественных сил на какого ученика может больше подействовать. Нафанаила более всего могли вразумить Его прозорливость и Его всеведение. Из-за чистоты душевной Нафанаилу, чтобы уверовать, хватило и этого малого.

Ин.1:51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Б. И. Гладков писал: «Сыном Человеческим Иисус Христос назвал Самого Себя; так Он будет называть Себя во все время Своего мессианского служения». Говоря ученикам Своим, что они будут видеть ангелов, восходящих и нисходящих к Нему, Сыну Человеческому, Иисус Христос тем самым дал понять им, что Он больше, чем Царь Израилев, что Он Царь ангелов, Царь вселенной.

Этими словами Господь хотел сказать Своим ученикам, что они духовными очами узрят Его славу, что исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (Быт. 28:11–17), через воплощение Сына Божия, ставшего теперь «Сыном Человеческим».

«Истинно, истинно говорю вам», - Господь обращается с этими словам к Нафанаилу, но это обетование относится ко всем. Небо всегда отверсто для людей; но люди часто сами закрывают его для себя, так что видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют(Мф. 13, 13). Как и нечистые и лукавые фарисеи и книжники иерусалимские смотрели на то, как Господь очищает прокаженных, дарует зрение слепым, воскрешает мертвых, - и все-таки не уверовали. Лукавство мешает веровать Истинному Богу.

Ложь в учении, лицемерный образ жизни, страшная гордость и самомнение, и в то же время развращенность сердца, не дают человеку стать последователем Христа. Притворством и двуличием мы можем скрывать свои коварные планы от людей, но от Всеведущего Бога свое лукавство мы скрыть не можем. А чтобы не поддаться силе и очарованию зла, чтобы не было двусмыслицы в наших делах, и лукавства в мыслях, всегда прикрывающегося добром, необходимы постоянный труд и стремление жить по Евангелию.

«Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1:49). Радостно восклицает Нафанаил. Так должно радоваться и нам, сподобившимся познать Сына Божия, – не только радоваться в душе, но и в самых делах своих выражать радость. А что свойственно радующимся? Веровать Тому, кого познали; а верующим – делать то, что Ему угодно. Если будем делать то, что прогневляет Его, – откуда будет видно, что мы радуемся? Не видите ли и в домах, когда кто принимает желанного гостя, с какою радостью он все делает, всюду бегает, ничего не щадит, хотя бы нужно было издержать все, что у него есть, лишь бы угодить гостю? Святитель Иоанн Златоуст вразумляет: «А если бы кто, пригласив к себе гостя, не стал угождать ему, не старался успокоить его, то, хотя бы тысячу раз говорил, что радуется его посещению, никогда гость ему бы не поверил, – и справедливо, так как радость надобно показать на деле».

Итак, если исповедовать на словах только, а в делах показывать противное – не только бесполезно, но и вредно для нас, то будем выражать свое исповедание в делах, да удостоимся исповедания и от самого Господа, в тот день, когда Он исповесть достойных перед Отцом Своим. Да сподобимся со святыми ангелами славословить Бога Живаго, Отца и Сына и Святого Духа – Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин).