.. Новости Статьи О борьбе со страстями

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О борьбе со страстями

Преподобный Гавриил Седмиезерный

Вы спрашиваете, как бороться против страстных помыслов? По свидетельству опытных подвижников, много облегчает сию брань усердная молитва к Пресвятой Деве Богородице, а также к тем святым, которые сами выдержали сильную брань с вожделениями или претерпели мученичество за целомудрие. Молитва к ним, как некая небесная роса, угашает раскаленные стрелы лукавого.


Необходимы для сохранения душевной и телесной чистоты также частая исповедь и причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых. Вообще при борьбе с какой бы то ни было страстью всемерно нужно стараться отвлечь внимание от обуревающих помыслов в сторону любви к Богу. К объятой любовью к Богу душе не может приблизиться ни один нечистый помысел, все равно как на горячий сосуд не сядет ни одна мyxa, будь в нем даже самое лакомое кушанье.

Уязвленные любовью к Богу, – говорит преподобный Петр Дамаскин, – даже не едят в продолжение многих дней, забывая свои тела; или если и едят, то вовсе не замечают, когда, что и сколько; при таком состоянии души, какие страсти могут приступить к ней? Предавшись в волю Божию, таковые люди всеми силами души стремятся к единому Богу любви, как растение к солнечному свету и теплу. Сокрушают страсти также искреннее сознание своей немощи, смирение, нищета духовная, если они охватывают всю душу, простираются на все расположения, желания, мысли. Даже этого не должно иметь: пристрастия даже к вещам первой необходимости, например к одежде, сосудам и тому подобное, ибо пристрастие и к малой ничтожной вещи губит чистоту сердца подобно тому, как и один ноготь орла, запутавшийся в сети, не позволяет ему воспарить в небеса, на родную ему высоту. «От того-то и бывает, – говорит авва Моисей, – что некоторые, отказавшись от многочисленных своих имений, не освободились от прежнего пристрастия к вещам. Они возмущаются гневом за самые маловажные вещи, например за ножичек, грифель, перо и прочее, и с такой бережливсгью хранят свои книги, что никому не дают читать, даже пркасаться к ним не дозволяют. От чего можно было бы приобрести приращение в терпении и любви, в том они находят случай к нетерпеливости и погибели. Таковые никогда не могут достигнуть совершенной, описанной апостолом (см. Кор.13:2–7) любви».

 


Прекрасный для достижения безстрастия совет дал авва Дорофей своему келарю: «Если не хочешь, – говорит он, – впасть в ярость и злопамятство, то отнюдь не имей пристрастия к вещам и не беспокойся много о каких-нибудь сосудах, впрочем, и не пренебрегай ими. Если кто хочет взять у тебя давай; если по небрежности или же как-нибудь случайно разобьется или затеряется какой-нибудь из них – не печалься Но это должно делать не по небрежению о монастырских сосудах, а по желанию сохранить себя без смущения. Этого же можешь достигнуть, когда будешь всем распоряжаться не как своим, а как Божиим имуществом, которое вверено тебе ддя употребления».


Итак, будем ходить как приставники к дому Владыки, пред очами Его, – тогда само собой явится страх Божий. Он сделается непогрешимым руководителем во всех делах наших, и не нужен станет нам совет человеческий. «Начало премудрости – страх Господень и совет святых Его – разум» (Притч.9:10).

https://azbyka.ru

Добавить комментарий

Постулат: позиция администрации неприкосновенна.


Защитный код
Обновить