.. Новости Проповеди Неделя 32 по Пятидесятнице. О Закхее.

Неделя 32 по Пятидесятнице. О Закхее.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 32 по Пятидесятнице

О Закхее

Лк. 19, 1-10

Некоторые утверждают, что  чиновниками должны становиться люди богатые. Считают, что человек, у которого денег как грязи,  воровать не будет. Хотя нас уже не удивляет, когда одного из руководителей управления экономической безопасности ловят на взятке в особо крупном размере. А в квартире борца с коррупцией находят валюту на общую сумму 9 миллиардов рублей! Соблазнительны деньги! Блеск золота с давних времен очаровывает очи Адамовых потомков, зараженных греховностью, и где вращаются деньги, туда редко-редко не вкрадываются злоупотребления. Две тысячи лет тому назад, так же встречались поклонники мамоны. Мытари в особенности вдавались в лихоимство и превосходили других особенным искусством вымогательства. Они работали на оккупационную римскую власть и взимая государственный налог, злоупотребляли своим служебным положением.  Когда лихоимство обращается в страсть, тогда оно позволяет себе все насилия, все угнетения ближних. В помощь страсти лихоимства приходит страсть лукавства и лицемерства. Из соединения их является расположение к придирчивости, привязывающейся под предлогом неупустительного исполнения законов ко всем мелочам, изобретающей виновность для невинных, усиливающихся придать таким поведением вид справедливости бесчеловечным притеснениям и жестокостям, совершаемым над своим народом. По такому характеру своему сборщики налогов служили предметом ужаса, презрения и их приравнивали к язычникам(Мф. 18,17). И если столь скверной репутацией пользовались мытари вообще, то какая же репутация была у одного из их начальников? А одним из таких начальников мытарей был Закхей, о котором и повествует Евангелие.

 

Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто , именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом , потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, что бы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

Несомненно, что Закхей должен был много слышать о дивных делах и удивительной личности Иисуса из Назарета, и в нем зародилось непреодолимое желание видеть Его и это было не простым любопытством. Для осуществления своего намерения начальнику мытарей пришлось проталкиваться сквозь толпу людей, которые были выше его ростом.  Забыв себя, забыв, кто он по положению, по возрасту поднимается над землей, забирается на высокую, ветвистую и корявую смоковницу возле дороги, по которой надлежало проходить Господу. Маленький, важный, не принимая во внимание, как он выглядит в глазах окружающих, Закхей карабкается вверх, как бы один из бедных детей, бегающих по улице.

Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

О, сколь проницателен Господь Бог наш! Он видит нас даже тогда, когда мы о сем и не догадываемся. В то время как мы ищем Его, предпринимая все возможные усилия чтобы найти Его и увидеть, Он стоит рядом с нами и смотрит на нас. Он всегда видит нас раньше, чем мы его. Если бы мы устремили на Него свой мысленный взор, Его ища, лишь Его возжелав, тогда Он явился бы нам и позвал бы нас по имени, чтобы и мы сошли с высоких и опасных скал плотского мудрования и спустились в сердце свое — спустились молитвенным умом в сердце свое — в истинный дом свой. Тогда Господь сказал бы и каждому из нас: "Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме". Ибо когда ум человеческий сойдет в сердце и, в сердце, омывшись слезами, потянется к Богу Живому, тогда сердце становится местом сретения Бога с человеком. Это есть внутренний, или духовный смысл сего события.

Господь наш Иисус Христос, могущий, как говорит апостол Павел, "сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем"(Еф. 3:20), не только доставил ему то, чего он хотел, но сделал даже больше, чем сколько он мог ожидать. Закхей желал только увидеть Иисуса, а Господь удостоил его даже Своего посещения.

И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

Господь сводит Закхея с дерева и входит с ним в его дом, который до сих пор омрачен был грехами своего обитателя, а сегодня озарен Светилом благочестия. Но не нужно думать, что слово Христово было принудительно для Закхея, слово Христово подействовало на мытаря без всякого принуждения. Закхей с радостью принял вошедшего в его дом Спасителя. О великая благость Владыки! Безгрешный приходит к грешникам, источник правды входит в самую твердыню неправды. Входит в дом мытаря, не подчиняясь мраку царившего там корыстолюбия, но уничтожая корыстолюбие силою света правды.

Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

Кто этого от него потребовал? Никто. Кто обвинил его в похищении чужого? Никто. Само присутствие пречистого и безгрешного Господа Закхей ощутил как обвинение себе, и само сие присутствие, без слов, исповеди и объяснений, подвигло его на такой шаг. Покаянное сердце без слов понимает Бога. Покаявшемуся Бог быстро открывает, что надо делать дальше. Стоит только человеку сердечно покаяться в своем грехе, Бог тут же Своею силой побуждает его сотворить плоды покаяния. Еще святой Иоанн Предтеча показал людям целую методику истинного покаяния. Сначала он призвал людей к покаянию: "Покайтесь". И сразу вслед за этим: "Сотворите же достойный плод покаяния"(Мф. 3:2-8)! И вот грешник, ускоренно изучивший сию методику и применивший ее! Лишь услышав о Господе нашем Иисусе Христе, Закхей восстал против себя самого, увидев Его, он искренне возгнушался своей греховности; а теперь, когда Преблагой Врач оказал ему такое внимание и вошел в его дом, он приносит плоды покаяния. Он знает свою главную болезнь и вот, сразу применяет и главное лекарство от нее. Болезнь Закхея есть сребролюбие; лекарство от нее есть милосердие.

Он сразу обещает половину своего имения отдать нищим — он, всякой полученной монетой любовавшийся и прятавший ее подальше от людских глаз; он, никогда не знавший блаженства давать! Но и это еще не все. Он изо всех сил старается поправить и загладить причиненные людям обиды и предлагает воздать вчетверо всякому, у кого взял что-либо неправедно. Закон Моисея намного мягче поступает с грешниками, чем сей Закхей поступил сам с собою. В законе Моисеевом говорится: "Если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили" (Чис. 5:6-7). Так предписывалось поступать тем, кто исповедался во грехе своем. Закхей, исповедуясь во грехе своем, таким образом, должен бы был по закону возвратить каждому, обиженному им, столько, сколько отнял, и сверх того еще пятую часть от этой суммы. Но Закхей относится к себе суровее, чем закон; он хочет применить к себе то положение закона, которое касалось воров и мошенников, не исповедующихся в своих грехах, а пойманных на месте преступления; он хочет тем, кого обидел, воздать вчетверо (Исх. 22:1-10). Так, всякий, кто истинно покается, становится немилосердным к себе самому и милосердным к другим.

Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Христос ответил близоруким "мудрецам", которые пеняли Господу на то, что Он зашел в дом ко грешному человеку. Пока шли по улице к дому Закхея; пока они ворчали и возмущались этим непристойным посещением, крикуны кричали, ропотники роптали, насмешники насмехались, Спаситель молчал и ждал. Он заходит в дом Закхея; самозваные «праведники» остаются за порогом принадлежащего грешнику дома из страха, как бы не замараться; и снова еще громче продолжают кричать крикуны. Так триумф злобы достигает своей крайней точки. Все ропщущие уже убеждены, что они абсолютно правы, а Христос не прав; что они хорошо знают грешника Закхея, а Христос его не знает; что они твердо следуют закону, а Христос нарушил закон, переступив порог дома грешника; что они не позволяют себя обмануть, а Христос обманулся! Отсюда — логичное для них заключение, что Христос не является истинным учителем, пророком или Мессией; ибо если бы Он был всем этим или хотя бы чем-то из того, то знал бы, кто такой Закхей, и не вошел бы под его кров. И значит: "Мы, иерихонцы, сегодня поймали Иисуса Христа в западню, и мы теперь спасем мир от великого самообмана, будто Он Мессия и Сын Божий!" Вот их победа. А в то самое время Закхей растет, становясь все более добрым и более новым человеком. И Господь, меньше смотря на лицемерную и злобную толпу, чем на обновление Закхеева сердца, спокойно стоит и ждет, пока все не свершится, а тогда придет и Ему время сказать. И когда злоба возносится до облаков, когда спадает вся твердая плесень со старого сердца грешника, тогда Закхей отверзает уста и произносит пред всеми слова, для всех, кроме Христа, неожиданные: половину имения моего я отдам нищим. Не гром ли это, внезапно разогнавший надменную тучу? Почему теперь вы внезапно умолкли, иерихонцы? Почему вы больше не кричите, не ропщете и не насмехаетесь? Отчего слова застряли у вас в горле? Кто обманулся: Христос или вы? Кто лучше знал Закхея: вы или Христос? Кто теперь больший праведник: вы или Закхей?

Он сын Авраама. Настоящий сын Авраама, в духе и истине, а не только по имени и по крови, как другие, своим происхождением от Авраама лишь по имени и по крови хвалившиеся! Авраам был человеколюбив, страннолюбив, нестяжателен, кроток и исполнен страха Божия, веры и радости о Духе Святом. Авраам за свои высокие добродетели удостоился стать духовным родоначальником всех праведников. Потому-то и Закхей через покаяние становится его истинным потомком, его сыном по духу. Господь объявляет об этом, Закхею на утешение, а его обвинителям для размышления.

Еще в древности было сказано: "Кто любит серебро, тот не насытится серебром" (Еккл. 5:9). Те, которыми овладела безумная страсть и любовь к собиранию богатства, тратят на это все свои силы и никогда не насыщаются, потому что сребролюбие есть ненасытное опьянение. Как пьяные, чем больше вливают в себя вина, тем большей распаляются жаждой, так и сребролюбцы никогда не могут остановить этой неукротимой страсти, но чем более возрастает их имущество, тем сильнее разжигаются они корыстолюбием. Сребролюбие есть огонь, тем больше разгорающийся, чем больше умножается богатство. Не существует суммы денег, которая могла бы насытить служителя мамоны. И наивно полагать, что очень богатый человек, став чиновником, перестанет воровать. Господь две тысячи лет предупреждает: "Не можете служить Богу и маммоне"(Мф 6, 24). Но как несвятой Иуда Искариот остался глух к вразумлению, так и приемники псевдоапостола остаются прежними. Души объятые сребролюбием, прикрываясь лицемерием, решаются на всякое беззаконие, на всякую подлость и не отстают от этой страсти, пока не низринутся в самую бездну зла.

От этой страсти человек не может спастись сам, своими силами. Ее может угасить лишь присутствие Божие, вселяющее в сердце человеческое стыд и страх, а кроме стыда и страха — еще и познание Того, Кто больше серебра и золота. Вне присутствия Христова Закхей прожил бы свой греховный век, как и все другие сребролюбцы. Его имя никогда не вписалось бы в Евангелие на земле и в Книгу Живых на небесах. Но присутствие Бога Живаго оживило его душу, до того умерщвленную страстью сребролюбия, и сделало его новым человеком, возрожденным и воскресшим из мертвых. Сие есть бессмертный урок всем людям, научающий, что никто из смертных не может спастись от своей греховной болезни без помощи Господа нашего Иисуса Христа.

Сребролюбие ослепляет, лишь Христос дает зрение слепым. Сребролюбие делает человека одиноким и оковывает его цепями рабства; Христос раба делает свободным, выводит одинокого из его одиночества и вводит в собрание ангелов. И всем покаявшимся, поднявшимся, чтобы Его увидеть, Он являет Себя; а кому Он явится, для того открываются и делаются явными все тайны Неба и земли и все несчетные и непреходящие сокровища, которые Бог от сотворения мира приготовил любящим Его.

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин)