.. Новости Статьи Пассионарность

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Пассионарность

"Пассионарность это замечательное понятие, которое определяет способность нации совершать подвиг; а если пассионарность теряется, то у цивилизации сокращается потенциал для выживания".

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на II Международном православном студенческом форуме

http://www.patriarchia.ru

 

Я понимаю, что дружба с Джуной оставляет след.

Но давайте разбираться.

1. "Пассионарность" это очень авторское словечко, созданное и эксплуатируемое исключительно Львом Гумилевым. В науке его теория пассионарности не прижилась. Попытка объяснить периоды взлета и угасания тех или иных цивилизаций и этносов таинственной "пассионарностью" на деле ничего не объясняет, ибо остается вопрос о том, почему же эта гостья то приходит, то уходит.

 

 

Гумилев это объяснял вполне оккультно:

"Иногда ионосферу Земли прорывает космический ливень, бичом ударяет по Земле. Ложится узкой полосой, и те регионы планеты, что попали под него, получают толчок, вызывающий мутационные изменения на биологическом уровне, а на уровне этноса возникает пассионарность, «горение» — способность людей к повышенной активности".

 

Так что пассионарность пахнет оккультятиной не потому, что "непознана", а потому что приходит "из космоса". И при этом влияет не на загар, а на мозги людей.

 

 

2. Сам Гумилев это слово определяет совсем не так, как это делает патриарх:

 

"Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

 

Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество, разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находятся в составе "толпы", определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса.

 

Модусы пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а примененная к идее - создающая фанатиков и мучеников. Поскольку речь идет об энергии, то моральные оценки неприменимы: добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы".

 

 

То есть пассионарность это такой мельдоний. Он делает человека беспокойным и агрессивным. Пойдет ли это на благо ему или его соседям - бааальшой вопрос. В любом случае это феномен аморальный. Стоит ли это фаустовское начало или шило-в-заднице превозносить с патриаршей кафедры... ой, молчу, молчу, молчу. Пассионарности не хватает.

Протодиакон Андрей Кураев

http://diak-kuraev.livejournal.com

Добавить комментарий

Постулат: позиция администрации неприкосновенна.


Защитный код
Обновить