.. Макарьевский листок №75 №75. Соблазн мнимого единобожия

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ИЮНЬ - 2013

МАКАРЬЕВСКИЙ ЛИСТОК №75

Соблазн мнимого единобожия

Священник Даниил СЫСОЕВ, кандидат богословия

Если же говорить о других, то из факта существования Бога Творца вовсе не следует, что люди почитают Его.

Можно привести такой пример. Многие знают Президента России, но разве из этого следует, что все к нему лояльно относятся, а тем более - понимают все его действия? Так же многие миллиарды людей знают о существовании Бога. Но подавляющее большинство воспринимают Его как далёкую и непонятную Силу. Например, в исламе не принято говорить, что Аллах - Личность. Он скорее Нечто, дающее Закон, карающее и награждающее по своей воле. Так же и в каббале Эн-Соф непознаваем и не познаёт ничего. Это скорее Фемида римлян, чем Бог, открывший Себя в Библии. Это свет далёкого костра, который не может согреть ничью душу.

И это представление на самом деле общечеловеческое. Неслучайно "символ веры" обывателя звучит: "Ну, там Что-то есть. Но что, не знаю".



При этом с этим "Что-то" обычно связывают понятие справедливости. Неслучайно при всякой обиде говорят: "Если бы Бог был, разве Он допустил бы такое?".

Большинство людей знают о Боге куда меньше, чем работодатель, принимающий к себе нового работника. Но при этом почему-то считается, что этого плохо скрываемого невежества достаточно, чтобы спастись. Причём невежество это связано вовсе не с тем, что у людей нет возможности узнать о Боге, а с тем, что просто нет желания.

Получается, как в Евангелии - вместо того, чтобы идти на Божий пир, люди предпочитают копаться в огородах и заниматься семейными и национальными разборками. Особо же настойчивых приглашающих они предпочитают в худшем случае убить, а в лучшем - выставить идиотами. И неужели они наивно думают, что Бог арканом затащит к Себе тех, кто Его не любил и ни во что ставил?

Часто говорят: "Есть же искренние люди в других религиях? Неужели и они погибнут?"

При этом забывается, что неверное знание о Боге ещё страшнее, чем невежество. Ведь невежда может осознать свой недостаток и быть посвящённым в Божию тайну, а тот, кто верит в ложь - не склонен к поиску. Он считает, что у него уже всё есть.

Даже в обычной жизни тот человек, у которого нет карты, имеет больше надежды добраться до цели, чем тот, у кого карта фальшивая. Лучше беспечный врач, который просто не лечит, чем уверенный шарлатан.

В последнем случае у больного просто нет шансов. Так и в деле богопознания: убеждённый иноверец не способен без прямого Божия вмешательства увидеть свет. Так говорит Бог: "знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазной мазью помажь глаза твои, чтобы видеть" (Апок. 3, 15-18).

Так же обстоит дело и с ложными религиями. Чем более человек укоренён в свою ложную традицию, тем сложнее ему из неё выбраться. Практика миссионерства показывает, что к Богу обращаются чаще те, кто, с одной стороны, не утратил чувства Истины, а с другой, отошёл от своей ложной веры. И Евангелие приняли не книжники и фарисеи, а простые рыбаки. Поэтому не стоит одобрять религиозное рвение мусульман или иудеев, а, скорее, показывать всю нелепость их заблуждения, как это делали святые. Злое дело делают те, кто поздравляют их с их праздниками, тем самым, поддерживая их греховное упорство.

Тут стоит разобрать вопрос, можно ли говорить о том, что можно быть хорошим, несмотря на веру. А что значит "быть хорошим"? Где критерии "хорошести"? Алкоголик считает хорошим такого же выпивоху, а его жена придерживается противоположной точки зрения. Говорят, что "хорош тот, кто другому плохого не делает", но это не определение. Мы же ещё не решили, "что такое "хорошо" и что такое "плохо". С точки зрения пьяницы, плохо делает тот, кто ему не наливает, а его родные думают - наоборот. Где же правда? Да и обычный пень разве кому делает что-то плохо, но неужто он потому образец добродетели?

Совесть тоже часто обманывает. И особенно ей в этом "помогает" ложная религия. Господь Иисус Христос предсказал: "наступает время, когда всякий убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня" (Ин. 16, 2-3). И христиане видели примеры этому за всё время своей истории. Мы знаем, что те, кто не верит в Отца и Сына - иудеи, и мусульмане, - с чувством религиозного долга умерщвляют верных Христу. Началось это со святого Стефана и продолжается и до наших дней. Пример протоиерея Анатолия и мученика Евгения, убитых уже в наши дни в Чечне, показывает, что одинаковая причина (отвержение Святой Троицы) приводит к одинаковому результату. Мусульмане убивают христиан так же усердно, как это делали иудеи. Так что и совесть и религия сама по себе не является критерием добра и зла.

Где же этот критерий? Ответ очевиден. Хорошо только то, что таковым считает Бог Творец. Ведь самая достоверная инструкция для прибора та, которая написана его конструктором. Для христиан же это ещё более очевидно, ибо мы знаем, что добродетели - это безначальные свойства Бога. Потому то, что согласно с волей Господа - добро, а что противится ей - зло.

Но теперь вернёмся к вопросу: могут ли спастись искренние люди в других религиях? Очевидно, что искренний маньяк - убийца, считающий, что всё зло мира заключается в женщинах или в русских, вряд ли за эту "искренность" будет одобрен Великим Судьёй. Но если это достаточно очевидно, то где можно найти ту меру искренности, которая в глазах Бога перевесила бы факт злодейства? Как определить - эта искренность хороша, а эта нет? Мы снова возвращаемся к тому, есть ли реальные критерии добра и зла, потому что искренность или неискренность - вещи достаточно субъективные.

Если же мы договорились, что добро - это воля Бога, а зло - её нарушение, то ответ станет очевидным. Само нахождение человека в той религиозной традиции, которая не установлена Самим Богом, - грех. Из Десяти Заповедей, данных Моисею, самая первая запрещает иные веры:

"Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим" (Исх. 20, 1-2).

Так что те люди, которые утверждают, что мерило добра и зла - Декалог, должны задуматься о том, что ни один атеист и иноверец не избежит гнева Божия.

И Господь наш Иисус Христос на вопрос: "что нам делать, чтобы творить дела Божии?", ответил: "вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал" (Ин. 6, 28-29).

Сам Христос повелел покаяться и веровать в Евангелие (Мк. 1, 15), а кто не покается, сам виноват, что Божия секира срубит его (Лк. 3, 9). Господь повелел всем народам принимать крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19), а "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5). Сам Искупитель, а не какие-то православные фанатики, засвидетельствовал: "кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16, 16).

Господь вселенной сказал: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6, 53), а у нас думают спастись неопределённым добреньким состоянием, без святого Причастия.

Пусть же ответят нам возражатели, кому нам верить - людям или Богу? Христос говорит одно, а гуманисты - другое. Сын Божий говорит, что мусульмане и иудеи, эволюционисты и буддисты, отвергшие Бога Сына, пребывают под гневом Божиим, а наши либералы утверждают, что все спасутся. Почему мы должны им верить? Они разве стояли в совете Божием, чтобы им поправлять Творца? Это наглое восстание смертных глупцов против Бессмертной Премудрости! Это современные лжепророки, которым готовится наказание Божие.

Нет, пусть многие и верят в существование Бога, но лишь те спасутся, кто знает Бога, доверяет Ему, слушается Его, любит Его. Кратко сказать, чтобы спастись - надо, чтобы и человек знал Бога, и Бог узнал человека, как написано: "познал Господь Своих, и да отступит от неправды всякий исповедующий имя Господне" (2 Тим. 2, 19). А Бог узнает как Своих лишь тех, в ком видит Сына Своего, и кто несёт в себе освящение Его Духа.