.. Новости Проповеди Большой ужин

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Седмица 28 по Пятидесятнице

Лк., 76 зач., 14, 16-24

Большой ужин

"Для духовных дел должно оставлять все другие заниятия, даже необходимые," - говорит святитель Иоанн Златоуст. А мы, видя, что не живем во Христе, в оправдание себя представляем множество причин, но только для того, чтобы прикрыть свою беспечность. Чем же грозит нам невнимание призывам Божиим?


Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.


Господь Иисус Христос называет человеком Своего человеколюбивого Отца. Когда делается намек в Священном Писании  на силу Божию наказующую, Бог именуется пантерой, барсом и медведицей (см. Ос. 13, 7- 8), а когда обозначают какое либо действие человеколюбия Его, тогда Бог представляется в лице человека (Лк. 25, 11-24). Притча говорит о человеколюбивейшем домостроительстве, которое Бог совершил в нас, сделав нас причастниками плоти и крови Сына Своего. Это домостроительство названо большим ужином; ужином названо потому, что Господь пришел в последние времена и как бы при ужине века, а большим потому, что тайна спасения нашего безусловно велика (1 Тим. 3, 16).


И когда наступило время ужина, послал раба своего. Сын Божий принял образ раба, соделавшись человеком (Флп. 2, 7), Он послан был сказать званым. Кто эти званные? Израильтяне, они были призваны через закон и пророков. К ним, к овцам дома Израилева, по преимуществу послан был Господь (Мф. 15, 24). Он говорит: идите, ибо уже все готово. К чему же призывает? К подвигам, бедствиям и трудам? Совсем наоборот, Сын Божий призывает их к веселью, на пышный пир, на это великолепие!


И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему.


Начальники иудейские были отвергнуты, и никто из них не уверовал во Христа, как и сами они хвалились своей злобой. Когда, говорили они, уверовал в Него кто из начальников? (Ин. 7, 48). Сии законники и книжники, как сказал пророк, объюродевше отпадоша благодати (Иер. 8, 8-9). Господь без сомнения знал об том и прежде, но чтобы не оставить никакого предлога к бесстыдному извинению, пришел в первую очередь к высокомерным иудеям.


Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.


Простодушные из иудеев, которые уподобляются хромым и слепым и увечным, незнатное мира и уничиженное (1 Кор. 1, 27-28), были приведены. После этого благодать Божия излилась и на язычников. Ибо в находящися на дорогах и изгородях можно понимать язычников. Язычники проводили жизнь на многих дорогах невежества и беззакония и в изгородях, то есть в грехах, ибо грех есть большая изгородь и средостение, отделяющее нас от Бога (Ис. 59, 2).


Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.


Не только иудеев касается эта притч, но и нас христиан. Я купил пять пар волов и иду испытать их. По словам праведного Иоанна Кронштадтского, это наши пять чувств. Чувства - наши рабочие волы, коими так усердно мы работаем земному: зрение и слух утешаем театрами да цирками, да вечерними собраниями, исполненными житейской суеты и празднословия; вкус и обоняние лелеем вкусными и благовоными яствами и напитками; осязание ласкаем мягкими одрами, седалищами и мягкими одеждами. Каждый день мы усердно работаем на этих волах, стремясь с жадностью испытать все плотские наслаждения.


Я женился и потому не могу придти. Отчего же жена препятствует спасению души? Оттого, что оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (1 Кор. 7, 33), а не о Господнем. Хотя можно и жене угождать, не нарушая заповедей Божиих. Как глава жены,  муж не должен потокать прихотям жены и сам должен направлять ее желания к горнему миру.


Как иудеи не принимали слов апостола "не все те Израильтяне, которые от Израиля"(Рим. 9, 6), думая, что одно происхождение обеспечивает им благоволение Божие; так и некоторые христиане думают, раз они приняли крещение то спасение у них в кармане. Но не все, чрез таинство крещения вошедшие в Церковь, спасутся. Много званых, но мало избранных. Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые веруют и живут по христиански. И если мы желаем войти в число избранных, то должны отклкнутся на зов Сына Божия. "Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладостратию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти" (Рим. 13, 13- 14). Аминь.

 


Составил иеромонах Вадим (Чинилкин).