Авва Дорофей
Душеполезные поучения
Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения к своим ученикам
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф
СВЕТ РАДОСТИ В МИРЕ ПЕЧАЛИ (Часть 2)
ЯБЛОКО ОТ ПРЕПОДОБНОЙ ПЕЛАГИИ
Раиса Семеновна Таборанская:
«Находясь в лагерях Челяблага и Карлага, владыка Иосиф вел с нами переписку. Наша семья с помощью добрых людей на протяжении 12 лет его заключения ежемесячно посылала ему посылки с продуктами. Одна из посылок пришла к Владыке накануне праздника преподобной Пелагии (8/21 октября). В лагере ее уворовали арестанты. Но один заключенный увидел это, отнял посылку и принес Владыке.
Я паковала эту посылку сама, у меня оставалось свободное местечко, и я по Божиему промыслу уложила яблочко. И когда Владыка обнаружил яблоко, он в радости и восторге души написал:
Дорогая и родная внучка Раиса Семеновна!
Раньше всего мой тебе поклон и спасибо за красивое яблочко, которое было прислано мне тобою в ящичке, ко дню святой Пелагии. Эту посылку я получил вечером под день преп. Пелагии.
Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф
СВЕТ РАДОСТИ В МИРЕ ПЕЧАЛИ (Часть 1)
О чувственном видении духов
Святой Иоанн Златоуст, в беседе 2 о нищем Лазаре, и о богатом, повествует случавшееся в его время: «Демоны говорят: я – душа такого-то монаха. Разумеется, этому не верю именно потому, что говорят это демоны. Они обманывают внимающих им. По этой причине и Павел повелел демону молчать, хотя он говорил и правду, чтобы он не обратил этой правды в повод, не подмесил впоследствии к ней лжи и не привлек к себе доверенности. Диавол говорил: сии человецы раби Бога Вышняго суть, иже возвещают нам путь спасения (Дн. XVI, 17): Апостол, огорчаясь этим, повелел пытливому духу выйти из девицы. И что ж говорил дух худого, когда говорил: сии человецы раби Бога вышняго суть? Но так как большинство незнающих не может основательно судить о том, что говорится демонами, - Апостол решительно отверг всякую доверенность к ним. Ты принадлежишь к числу отверженных, - говорит Апостол демону, - ты не имеешь права говорить свободно; умолкни, онемей.
О цели христианской жизни
Это было в последних числах ноября 1831 г., во вторник, когда я, Н.А. Мотовилов, стоял за вечерней в соборе Живоносного Источника в Саровской пустыни. Ко мне подошла одна из сирот отца Серафима Мельничной девической его общины... и [сказала]: "Да, батюшка отец Серафим меня послал за тобой и велел мне привести тебя к нему". ...Долго еще о разных предметах поговоривши, батюшка отец Серафим велел мне... на другой день ехать к нему в Ближнюю пустынку...
...На другой день, в четверток, великий старец Серафим начал беседу свою... "...Цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Божьяго, и эта цель жизни всякого христианина, живущаго духовно. Цель жизни мирских обыкновенных людей есть стяжание или приобретение денег, у дворян, сверх того, получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги.
О внимании
Чин внимания себе для живущего посреди мира. (Написано вследствие желания проводить среди мира внимательную жизнь для некотораго благочестиваго лица).
Душа всех упражнений о Господе - внимание. Без внимания все эти упражнения безплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроять себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой разсеяности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами. Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающаго со всех сторон шума.
Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар в крови, очень содействует вниманию к себе; а разгорячение крови - как-то от излишняго употребления пищи, от усиленнаго телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин - рождает множество помыслов и мечтаний, иначе, разсеянность Святые Отцы предписывают желающему внимать себе во-первых умеренное, равномерное, постоянное воздержание в пище (Добротолюбие, ч. 2, главы преподобнаго Филофея Синайскаго).
Что значит – жизнь в Церкви?
“Слово БОЖИЕ”, однако, не в одном лишь Писании вмещается; оно выражается и в других видах откровения, я разумею: жития святых, творения святых отцов, постановления Соборов, богослужебные книги.
Это все православная душа принимает, высоко чтит и из всего извлекает пользу и укрепление веры. Да и как иначе?
И разрасталась т и ш и н а .
Сперва была размером с крону
Берез, и вот - горе равна
И небу над вечерним склоном
Так где и в чем ее итог?
В чем тайна света на закате?
И если слово - это Бог,
То т и ш и н а есть Богоматерь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Благословенна т и ш и н а
Высот бледнеющих и ширей.
Ты Бога выносить должна
В своей душе и в этом мире.
Современные чудеса святителя Николая.
Три дня искала, перерыла все ящики, все шкафы - и нигде не могла найти. Когда же снова пришла старушка, я с горечью рассказала ей о моей неудаче. Сильно огорчилась старушка, но сказала со смирением: "Давайте помолимся Святителю Николаю, чтобы он помог нам, а уж если и тогда не найдете, то, видно, надо мне примириться и забыть о пенсии". Вечером я усердно помолилась Святителю Николаю, и в тот же вечер под столом у стены заметила какой-то бумажный сверток.
КАК ГОТОВИТЬСЯ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ
Подготовка ко Святому Причащению – говение
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить говением, то есть молитвой, постом, христиански-смиренным настроением и поведением и исповедью.
Молитва домашняя и церковная
Желающий достойно причаститься Св. Христовых Таин должен, по крайней мере, неделю молитвенно готовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером и, по возможности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером церковные Богослужения. Если работа или служба препятствуют регулярному посещению всех Богослужений, то надо ходить, насколько позволяют обстоятельства, и, во всяком случае, обязательно быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения.
Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению существует особое «Правило ко Св. Причащению», которое помещается в более полных молитвенниках. Оно состоит из чтений накануне с вечера канонов: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, канона и молитв ко Св. Причащению и молитв на сон грядущим, а утром утренних молитв.
СЛОВО В ЧЕТВЕРГ 5-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
Много-много раз при чтении этого канона мы повторяли слова: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", и, повторяя их много раз, как бы видели раскрывающийся свиток всей жизни нашей: от дня рождения и не только до сегодняшнего дня жизни каждого из нас, но и до дня смерти, и дальше до дня последнего и Страшного Божьего Суда.
Патриарх Тихон
I. СОМНЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА
Тихон стоял в алтаре Успенского собора Кремля 21 ноября 1917 года. На Горнем месте - один. Рядом были митрополиты Владимир и Платон, только что облачившие его в великолепные старинные одежды предшественников. За раскрытыми Царскими вратами волновалось море народа. Все со свечками в руках, как на Пасху.
Слово о прп. Иоанне Лествичнике и его "Лествице"
Архим. Иоанн (Крестьянкин)
Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя "Лествицы". В этом установлении Церкви виден глубокий смысл. Ведь пост всецело связан с покаянием.
Но что значит покаяться? Разве только перечислить свои грехи и сказать - грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться - это значит переменить грешные мысли и чувства, исправиться, стать другим. Хорошо осознать свои грехи, почувствовать тяжесть грехопадения. Но взамен оскверненной жизни, изглаживаемой Господом Иисусом Христом в покаянии, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по духу Христову. Необходимо возрастание, духовное восхождение "от силы в силу", как бы по ступеням лестницы.
О КРЕСТОНОШЕНИИ
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет, сказал Господь ученикам Своим, призвав их пред Себя, как сегодня слышали мы в Евангелии.
Возлюбленные братия! И мы – ученики Господа нашего Иисуса Христа, потому что мы – христиане. И мы призваны пред лице Господа во святой храм сей для слышания учения Его. Мы стоим пред лицем Господа; взоры Его устремлены на нас. Пред Ним обнажены наши души; тайные мысли и сокровенные ощущения наши явны Ему. Он видит все намерения наши; Он видит правды и согрешения, содеянные нами от юности нашей; видит всю жизнь нашу, и прошедшую и будущую; несодеянное еще нами уже написано в книзе Его. Он презирает час перехода нашего в неизмеримую вечность и возвещает нам для спасения нашего Свое всесвятое заповедание: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет.
О ПРАВОСЛАВИИ
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю православия весьма естественно быть вопросу: что есть православие?
Нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум — плод падения. Православие — учение Святого Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет Православия, там нет спасения. «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякого недоумения, во веки погибнет» (Символ святого Афанасия Великого, патриарха Александрийского).
Поучение пятнадцатое. О Святой Четыредесятнице
(Аудио-версию текста с комментариями о.Аркадия Шатова можно скачать с predanie.ru)
Иосиф
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Том II.
(Cкачать аудио-версию текста с predanie.ru)
Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу [2]. Она исторгает сердца их из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотой и верой.
Возвращался святой патриарх Иаков из Месопотамии в землю ханаанскую, в землю рождения своего, в предопределенное Богом свое наследие [3]. Внезапно пришла к нему весть, что гневный Исав, брат его, идет к нему навстречу, что при нем четыреста вооруженных мужей. Еще в лета юношества, Исав, волнуемый завистью, покушался на жизнь Иакова. Чтобы избегнуть преждевременной, насильственной смерти, Иаков удалился в Месопотамию. Он пробыл там двадцать лет. Время могло бы исцелить уязвленное злобой сердце Исава... нет, он идет навстречу брату с вооруженной дружиной. Многочисленность толпы, воинственный вид ее, обличали злонамеренный умысел. Время не исцелило ненависти в Исаве: возмужал он, возмужала в нем и ненависть к брату.
Митрополит Вениамин (Федченков)
БОЖИИ ЛЮДИ
Святой старец отец Нектарий
Опишу ту комнату, в которой я встретился с ним и где бывали и Достоевский и Л. Толстой, и проф. В. С. Соловьев и другие посетители. Этот домик назывался "хибаркою". Она была небольшая, приблизительно аршин пять на восемь. Два окна. по стенам скамьи. В углу икона и картина святых мест. Светилась лампадка.
Приношение современному монашеству
Предисловие. (Cкачать аудио-версию текста с predanie.ru)
Еще статьи...
- Архим. Афанасий (Нечаев). Воспоминания
- Схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма
- Н.В. Гоголь. Размышления о Божественной литургии
Страница 3 из 3
«ПерваяПредыдущая123СледующаяПоследняя»