.. Чтения

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Исправление жизни

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

39. Исправление жизни состоит в переустройстве не внешних порядков, а в духе, с готовностью бороться с препятствиями. Разные способы, какими враг старается отклонить становящихся на путь истинной жизни

Вашим последним письмом вы сделали мне настоящий праздник. Как светлеет ваша голова и решения сердца вашего принимают верное и спасительное направление!

Итак, вы решились все сделать как должно. Благослови, Господи! Хороши все ваши замыслы о будущих новых порядках жизни. Но чтобы с жару вы не покривили сего дела, хоть это было бы и надесно[1], спешу кое-что сказать вам в руководство.

 

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Решимость говеющего посвятить себя Богу

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

38. Необходимая решимость говеющего посвятить себя Богу рассматривается как сознательное обновление обетов, данных за нас при крещении

И еще приложу. Прочитав все, что предлежит вам сделать, не подумайте: у, какая страсть! Да где же это все сделать! Хоть бы и так было, нечего упираться ногами, потому что дело это первой важности. Но тут и трудного-то и громадного ничего нет. Все просто. Начните понемногу - и успеете все сделать как следует. Но если и не успеете все сделать, как бы хотелось, сделайте как сможете. Господь не взыскателен на мелочи. Он ценит усердие и намерение. Ваше усилие всю себя пересмотреть и перестроить Он примет, как дело уже совершившееся, только не бросайте его, а имейте в виду продолжать и продолжать, пока доведете до конца. Главное же, то есть решительное намерение всю себя посвятить Господу, вы непременно должны в себе возбудить, укрепить и установить однажды навсегда. В этом неотложное условие к получению благодати, подаваемой в таинствах покаяния и Святого Причащения.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Ни теплый, ни холодный будет отвержен Богом

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

37. Пробудившаяся решимость быть исправным должна определиться ясно как стремление со всем поступать сообразно с волею Божиею. Мир и радость рабов Божиих. Предупреждение от неполной решимости жить по Богу. Ни теплый, ни холодный будет отвержен Богом

Не слышу, начали ль вы говеть и говеете ли. Ну, когда начнете говеть, пригодится все написанное вам о говений, Я же, между тем, и еще приложу слово-другое, в пояснение некоторых пунктов. Предмет этот таков, что его не изобразишь в нескольких строках.

Так вот, положим, что вы, вставив себя в говетельную рамку, или внешний говетельный порядок, станете, между тем, разбирать себя строго по сделанным указаниям, чтобы, осмотревши все неисправности, положить потом быть во всем исправною.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Приготовление к таинству покаяния и причащения

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

36. Совершенное приготовление к таинству покаяния и причащения. Чувства, необходимые кающемуся. Полезное напоминание о блаженной Феодоре и хождении ее по мытарствам

Так какое же употребление сделать вам из добытого познания себя самой? Прежде всего надо осудить себя во всех своих неисправностях, без всяких отговорок и оправданий. Когда на преждеосвященной литургии, после: Да исправится молитва моя, поют: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непгцевати вины о гресех, - то тут внушается верующим молиться, чтобы Бог не попустил им с лукавой изворотливостью придумывать извинения во грехах. Кто придумывает такие извинения, от того не жди раскаяния; а у кого нет раскаяния, тот не возьмется и за самоисправление. Все дело, стало быть, за тем, чтобы осудить себя без жалости, довести себя до того, чтобы в сердце искренно изреклось: виновата крутом.

Когда скажется в сердце: виновата, то надо приложить к сему страх осуждения Божия. Если совесть ваша вас осуждает, то и Бог не обезвинит. И Бог видит вас виноватою. Если такою видит, то и осуждает. Если осуждает, то присуждает и решение или определение достойного наказания. Ныне или завтра падает на вас сие наказание, и оно уже висит над вами, когда вы осуждены Богом.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Определение главного характера или духа своей жизни

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

35. Продолжение. Поверка расположений сердца. Определение главного характера или духа своей жизни

Продолжаю. Вторая сторона жизни - расположения, или настроения и склонности, сердца. Дела не дают еще о себе полного познания. Надо поглубже в себя войти и рассмотреть, каково сердце, - и на это больше обратить внимания, чем на дела. Может случиться, например, что иной окажется неподатливым (не поможет другому) случайно, хоть сердце имеет милостивое. Но тут же не подаст и другой, не по случайности какой, а потому, что страдает скупостью. На вид оба дела одинаковы, а по внутреннему настроению действующих - между ними большая разность. Дела - это единичные, в этот час и в этом месте, действия, а расположения означают постоянные настроения сердца, коими определяется характер и нрав человека, и откуда исходят его наибольшие желания и направления его дел. Добрые из них называются добродетелями, а худые - пороками, порочными наклонностями и страстями.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Приготовление к исповеди. Проверка жизни

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

34. Продолжение о говений. Приготовление к исповеди. Проверка жизни

Продолжим нашу беседу о говений.

Все, что было сказано, есть рамка, в которую вставляется говение, или внешний чин и порядок, которого держатся обычно добрые говельщики. Потрудитесь и вы его придерживаться, если хотите быть доброю говельщицею. Только не принимайте пасмурного вида, не помрачайте лица своего. Все делайте с охотою, с добрым и радостным расположением духа. Так проводите время, как проводят его те, которым предстоит быть на пиру у царя. У этих только о том и мысли и речи, как будет этот пир, как встретиться с царем, что сказать, как он приветит, как бы получше нарядиться и не ударить лицом в грязь и прочее. Но вам предлежит несравненно лучшее и высшее - предлежит пир не у земного, но у Небесного Царя. Если вы потрудитесь принарядиться и приготовиться так, что Царю понравитесь, то будете Им приласканы, получите то, чему цены нет, и обрадованы несказанно.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Поведение говеющего дома

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

33. Продолжение о говений. Поведение говеющего дома

Продолжаю о говений. Говеющий только и знает что церковь и дом. Пришли домой - что тут? И тут надобно, сколько есть сил, благоговейное к Господу хранить обращение ума и сердца. В свою комнату прямо из церкви спешите и привет ей делайте несколькими поклонами, прося Господа благоговейно, с пользою душевной провести предлежащее время уединенного дома пребывания. Затем отдохнуть немного надо, посидевши. Мыслям же все-таки блуждать не давайте, а говорите в себе, ни о чем не думавши, одно: Отдохнувши, какое-либо дело надо делать: или молиться, или рукодельничать. А какое когда, уж это сами себе определяйте. Нельзя все духовным заниматься, надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена и ни читать, ни думать, ни Богу молиться неспособна. А если те духовные занятия идут хорошо, то рукоделия можно не касаться. Оно назначается для наполнения времени, которое без него придется проводить в праздности, пагубнейшей и всегда, а тем паче во время говения.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Поведение говеющего в церкви

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

32. Решившийся стать на путь доброй жизни должен поговеть. Наставление о достодолжном говений. Поведение говеющего в церкви

Слава Тебе, Господи! Вот и пост подошел. И вы доставили мне удовольствие, извещая, что решаетесь говеть поскорее. И не изменяйте своего намерения. Говеют и на Страстной, но вы не отлагайте дотоле. На Страстной говеют или те, которые уже говели на предыдущих неделях, во второй раз жаждая причаститься, или кого нужда какая-либо заставит, или кому желательно поскорее покончить с трудом говения, ибо там только три денечка потрудиться. К вам приложим только первый случай.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Самоукорение

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

31. Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни. Духовное чтение и размышление. Записывание добрых мыслей. Как избегать блуждания мыслей при чтении и молитве. Непрестанное памятование о Боге и смерти. Самоукорение.

Вот и слава Богу! Пишите, что имеете сильное желание к Богу приближаться. Благослови, Господи! К чему же другому и речь всю я вел, как не к тому, чтобы оживить в вас сие желание? И страх Божий возгрейте в себе. Ведайте, что когда есть страх Божий, то, значит, дух ваш жив и благодать Божия действует в вас. Первое дело духа нашего - ведение Бога и страх Божий, и основной дар благодати Божией есть дух страха Божия. Он и начало, и продолжение, и завершение пути спасенного. Кто имеет страх Божий, живой и действенный, тот имеет в себе неистощимую силу, движущую на все богоугодное, и вместе бодренного стража, охраняющего от вражеских нападений и от своих уклонений на распутия. Помоги вам, Господи, возгреть и потом всегда хранить в силе сей дух страха Божия!

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Решимость к доброй жизни

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

30. Очерк просветленного благодатию внутреннего состояния словами Макария Великого. Способы возбуждать и усиливать решимость к доброй жизни

Не терпится мне. Беру перо и еще начинаю толковать вам о том же - о привлекательности облагодатствованного состояния, - чтобы наладить вас на путь к достижению его, усвоению и установлению в нем. Только ныне не свое буду вам предлагать, а словеса богомудрого Макария Великого, и именно из его осьмнадцатой беседы.

 

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Ломоносов как "отец российского красноречия"

«Кто достигнет старости, тот почувствует болезни от роскошен, бывших в юности, следовательно, в молодых летах должно от роскошей удаляться». Ежедневно мы слышим: «Бери от жизни всё», «Не тормози», «Не дай себе засохнуть», «Просто сделай это». Молодые люди и правда не упускают возможности попробовать что-то новое, делают то, что хочется. Захотел сникерс - съел, захотел пива - выпил, захотел наркотики - тоже не проблема достать.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Причины осуждения

Преподобный Амвросий Оптинский

Блажен, кто радости праздничной и духовной не отравляет никакой немощью человеческой. А общая у всех нас немощь, когда бываем веселы или недовольны, — судить и осуждать ближнего. Немощь эта многим из нас кажется маловажной, а в самой вещи она очень велика и подвергает нас великому осуждению пред Богом…

Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией, памятуя Евангельское слово: Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. 11: 12).

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Готовность к трудам и борьбе

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

29. Решимость жить по благодати не должна ограничиваться лишь желанием, а должна сопровождаться готовностью к трудам и борьбе, стремлением непременно достигнуть желаемого. Решившись, должно тотчас начинать дело и продолжать с терпением и постоянством

И еще не все сказано. В дополнение к тому берусь написать еще кое-что. Понуждает важность предмета, о коем была речь.

Лучезарность души, которую проникнет Божия благодать всю, как огонь железо, есть состояние привлекательное. Слыша о нем, всякий готов рвануться желанием достигнуть его. Предполагаю у вас подобный порыв. Но порыв, хоть и означает, что душа умеет избирать лучшее, но не выражает всего, что по сему случаю требуется. Можно рвануться и стать - из порыва ничего и не выйдет. Нет, не порыв один здесь нужен, а здравое рассмотрение дела и образование решимости, твердой и неуклонной, при сознании всех трудов, препятствий, неприятностей, кои ожидают впереди, с мужественным воодушевлением стоять против них, до положения живота.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Примеры жизни по благодати

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

28. Объяснение притчами и примерами свободной решимости жить по благодати

Спешу подослать вам к прежде сказанному и еще несколько строк все о том же.

У тех, которые, получив благодать, не дали ей воздействовать в себе, а заморили, на суде Божием сначала отнимут дар благодати, а потом ввергнут их во тьму кромешную. Это Спаситель открыл в притче о мнасах[1] (Лк. 19, 11 и далее). Всем рабам дано по мнасу: благодать равно всем дается. Но один на этот мнас приобрел других десять, другой -пять, третий - ничего; завернул, говорит, в платок и положил. Это значит, что первый больше всех потрудился над тем, чтобы проникнуться благодатию, второй - вполовину против него, а третий пренебрег даром, нисколько не заботился возгреть в себе благодать. Награда потом воздана соответственно трудам по облагодатствованию или внутреннему просветлению себя под действием благодати. Последний ничего не сделал по сей части - у него взяли и то, что так щедродательно вручено было вначале.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О ревности и решимости жить по благодати

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

27. Продолжение о ревности и решимости жить по благодати. Внутренняя центрособранность. Просветление оболочки души. Разные степени этого просветления

Очень обрадован вашим желанием переродиться. Вы рванулись желанием, но благослови, Господи, возвести вам это желание до решимости, а потом решение свое произвести и в дело, которое по буквам не так сложно и длинно, а по существенному смыслу должно быть трудом целой жизни. Как дойти до решимости, об этом потолкуем после. Теперь я еще поговорю о том, что будет в конце. Сознанный светлый конец какого-либо начинания поддерживает в соответственном напряжении энергию сил к довершению его.

Прошлый раз я писал вам, что надобно нам самоохотно дать благодати Божией, принятой нами в крещении, простор, чтобы она, как закваска, проникла все существо наше во всех частях и частичках; потом прибавил, что со времени крещения она тотчас начинает действовать и, если не встретит помехи, производит все возможное в душе одна, в чаянии, что, пришедши в возраст, душа и произволением своим изберет те заложенные уже благодатию начатки христианской богоугодной жизни.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О благодати Крещения

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

26. Продолжение о сокровенном действии в человеке благодати Крещения. Пояснительные уподобления благодати закваске в тесте и огню в железе. Приходя в возраст, человек должен упрочить в себе благодать Божию свободным произволением. Опасность остановиться на полудороге. Полная горячая решимость служить Богу

Полагаю, что вы удержали и держите в памяти, что христианин не прост, а сложен из естества и благодати. Хочу теперь выяснить вам, что спасенные - те, кои войдут в Царствие Божие вечное, - суть только те, в которых благодать не пребывает сокрытою, а раскрывается, проникает все наше существо и делается видною даже вовне, поглощая будто собою естество наше. Вонми слову Спасителя! Он говорит, что Царствие Божие похоже на то, как жена, взявши закваску, влагает ее в тесто. Тесто, принявши закваску, не вдруг вскисает: для этого требуется свое время.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Сокровенное действие благодати

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

25. Мысли в праздник Крещения Господня. Сокровенное действие благодати, получаемой нами в таинстве Крещения

Хочу поделиться с вами теми мыслями, какие приходили мне для вас на Крещение Господне. Я положил было задать только вам вопрос: как думаете вы о своем крещении? Что это, простой чин или оно дает вам нечто? Но потом мне подумалось, что гораздо лучше решить это мне самому. И решаю.

Крещение дает нам то, чего ничто другое на земле, кроме него, дать нам не может. Оно сочетавает и срастворяет с естеством нашим божественную благодать, так что из купели крещения человек выходит таким, каким выходит из мастерской какое-либо изделие, например колокольчик, в коем к меди прилито серебро. Подобный ему медный колокольчик без серебра на вид таков же, каков и этот, с серебром, но состав их разный, разный у них звук, разны и честь им, и цена. Так разнится и человек крещеный и некрещеный. Разность сию составляет то, что с крещеным сочетавается благодать Святаго Духа, так как крещаемый водою крестится, вместе с тем и Духом Святым. На вид и он такой же человек, как и некрещеный, а на деле - в составе своем - они разны, и очень.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Необходимость обновления и самоочищения

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

24. Новогодние пожелания. Необходимость обновления и самоочищения. Это делает в нас ревность духовная

Поздравил я вас с Новым годом мимоходом, а потом пришло на мысль и особо поздравить вас с ним и пожелать нечто особенное. Что же именно? То, чтобы вы стали новенькой. Как новенькой? Так, как бывает всякое новенькое платьице: все на своем месте, ни пятнышка, ни помятости; так и веет от него свежестью. Вот подобного сему желаю душе вашей. По телу вы, как о платье говорится, только что с иголочки, совершенно новенькая. А душа наша и на свет является со старым, и, если не отнять от нее этого старья, она так и останется старой, не вкусив новинки. Старое в душе - суета и страсти. Выгоните все такое - и станете новенькая.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Духовная и душевная ревность

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

23. Признаки истинной духовной ревности в отличие от ревности душевной

Прошлый раз взялся я сводить итоги и не довел до конца, а это-то главным образом и требовалось. Конец сей есть: да ведаете, что ревность, о коей была речь, - ревность действенная, живая, горящая, неутомимая, - и есть признак, что дух наш восстановлен в своей силе и правах чрез воссоединение с Богом благодатию и действием Святаго Духа. Вспышки ревности бывают у нас и свои, но вспыхнет - и погасла.

Ревность же, всегда горящая, постоянная и неутомимая, бывает только по облагодатствовании духа нашего Святым Духом. Так вот, когда есть у вас такая ревность, значит, и у вас восстановлен дух и - только не угашайте его - он заберет в свои руки и душу, и тело, все потребности естества своего и все свои отношения житейские и гражданские - и все направит к одному: богоугождению и спасению. Отвечайте же, есть или нет.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Участие Бога в нашем спасении

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем спасении. Порядок возбуждения в спасаемом человеке добрых чувств от Духа Божия. Участие в сем деле самого человека. Ревность о спасении как первое условие к достижению его.

Продолжаю. Единородный Сын Божий, воплотившийся нас ради, крестною смертию удовлетворив правде Божией, примирил нас с Богом; вознесшись же на Небо и седши одесную Отца, выну ходатайствует о нас примирительным ходатайством Своим. Но вместе с сим Он есть для нас источник жизни истинно человеческой. Каким надлежит быть человеку, это явил Он и в Своем человечестве; и все верующие, когда получают новое рождение, получают семя жизни Христоподобной. Которые крестятся во Христа, во Христа облекаются. Сие производит в верующих благодать Святаго Духа. Что же именно происходит в нас под действием благодати?

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Необходимость воссоединения с Богом для спасения

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

21. Необходимость воссоединения с Богом для спасения. Сам человек не в силах сделать этого. Дух Божий совершает сие в нас ради искупления, принесенного Сыном Божиим.

Так что же вы придумали в ответ на то, что нужно, чтоб все в нас поставить в прежний, первоначальный чин? Что бы вы там ни придумали, я продолжаю свое.

Как скатились мы под гору - обратно тому надо и восходить опять на гору. Как зашла болезнь, - противоположно тому действуя, можно изгнать ее. Отпали от Бога - надобно воссоединиться с Ним. Отпали, усомнившись в слове Бога, -надо восставить полную веру сему слову. Потеряв веру Богу и в Бога, приняли мы пагубное решение так я сам - надо уничтожить это я сам. Когда образовалось это пагубное я сам, дух наш потерял свойственную ему силу властвовать над душою и телом и, напротив, сам подпал под иго рабства им; надо восстановить сию власть духа. Когда власть духа пресеклась, потребности души и тела разбрелись в разные стороны и в желаниях наших произошло смятение; надо все эти потребности опять привести к единству и установить в их чине взаимоподчинение. Вместе с пагубным я сам втеснилась в круг жизни нашей стая страстей, подобно диким зверям, терзающих нас; надо изгнать сии страсти.

   

Еще статьи...

  • Человек, терзаемый страстями
  • Первородный грех
  • Всеобщая суета и крушение духа
  • Мечта о всеобщем благе человечества
  • Цель жизни
  • Как святые слышат наши молитвы
  • Оболочка души
  • Истинное счастье человека
  • Господство духовной жизни
  • Воздействие духа на душу человека
  • Всеобщность веры в бытие Божие
  • Достоинство человека
  • Cердце в жизни человека
  • Желательная сторона душевной жизни
  • Жизнь душевная
  • Жизнь телесная
  • Светская жизнь
  • Пустота и односторонность светской жизни
  • Суета светской жизни
  • Письма (вступление)

Страница 2 из 3

«ПерваяПредыдущая123СледующаяПоследняя»