.. Новости Проповеди Неделя 31 по Пятидесятнице. Исцеление слепого.

Неделя 31 по Пятидесятнице. Исцеление слепого.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 31 по Пятидесятнице

Исцеление слепого

Лк. 18:35-43

Как писал святитель Игнатий Брянчанинов: «В духовном отношении все грешники должны быть признаны слепыми: они точно – слепы. Их называет слепыми Священное Писание (Мф. 15:14); самое дело доказывает слепоту их». Но, к сожалению, часто духовные слепцы считают, что у них превосходнейшее зрение. Не видит грешник ни Бога, ни вечности, ни назначения, для которого создан человек, ни смерти, ожидающей и неминуемой для него. Несчастный! Он по слепоте своей, живет для погубления себя, действует для одного временного и суетного, гоняется за одними призраками. Приходит забытая им смерть, представляет на суд Божий, о котором он никогда не думал, и к которому вовсе не приготовился.

Что делать слепотствующему грешнику? К кому поспешить? Кто в мире является врачом для слепых? Святитель Николай Сербский отвечает: «Никто из смертных людей. Лишь Тот, Кто создал духовное и телесное зрение, лишь Он единственный в состоянии исцелить и от духовной, и от телесной слепоты».

Но почему Господь наш Иисус Христос не вылечил всех слепых на земле?

А как бы тогда обнаруживалась духовная слепота людей? Какую пользу принесли бы книги, написанные о слепоте духовной, если люди с трудом вразумляются, даже видя перед собою живых слепцов? Пока существует слепота духовная, будет и слепота телесная.

 

А теперь рассмотрим сегодняшнее Евангельское чтение об исцелении слепца.

Лк.18:35-37. Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

За Господом нашим Иисусом Христом следовали ученики Его и множество народа. У пыльной дороги, как обычно,  сидел слепец и просил милостыни у проходящих мимо людей. Из Евангелия от Марка известно, что сей слепец был сын некоего Тимея, почему его и звали Вартимеем. Услышав шум проходящей толпы, слепой полюбопытствовал: «Что это такое?» Ему отвечали: «Иисус Назорей идет», что присутствием Его привлечено это многолюдство.

Лк.18:38.Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Слепому Вартимею достаточно было лишь услышать сие великое имя, чтобы сразу громко закричать. Слава Иисуса, достигла даже слепца. Он знал, что многие его товарищи по несчастью, слепцы, были исцелены Христом. Поэтому Вартимей давно мечтал, чтобы Сей единственный Исцелитель прошел по дороге, у которой он проводил свои дни, не имея в этой жизни никакой надежды, кроме Христа.

Слепой долго ожидал встречи со Христом и в его сердце было готово восклицание: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Почему он называет Его Сыном Давидовым? Потому что обетованный Мессия должен был придти из рода Давидова. А словами «помилуй меня» выражал, что он имеет о Нем какое-то божественное понятие, и не считает простым человеком.

Лк.18:39. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

Вартимей не замолчал, потому что знал, для него пробил судьбоносный час: или он будет исцелен Христом чудотворцем, или же до смерти останется у дороги, окруженный пожизненной тьмой. Он не обращает ни малейшего внимания на тех, кто заставляют его молчать; тех, кто и при самом большом желании не могут дать ему ничего, кроме мелких монет. Он продолжает вопиять еще сильнее и громче к Тому, Кто может дать ему то, что дает только Бог.

Сколь дивный пример твердости, настойчивости и постоянства в молитве подает нам слепой Вартимей! Его принуждают молчать, но он не только не обращает на это внимания, но кричит еще громче. Его жаждущая душа чувствует, что чрез Христа течет поток свежей и совершенной жизни. Что рядом с Сим Жизнодавцем Иисусом все первосвященники, фарисеи и книжники, лишь хвалящиеся мирскими знаниями и спорящие о книгах и идеях? Сухой тростник, попусту шумящий; мертвые кости, скрипящие при трении друг о друга! При всем своем знании, и мудрости, и власти, и тщеславии они не могут дать ему, ничего, кроме грязных и сомнительным путем добытых грошей.

Этот слепой Вартимей воистину не был слеп духом своим. Его крепкая и непреодолимая вера в Господа нашего Иисуса Христа давала зрение его духу. Он духом смотрел и видел Бога, хотя очами телесными не мог видеть творения Божия. Он смотрел и видел главное, могущественное, непреходящее, бессмертное, нетленное, вечно живое и радостное.

Лк.18:40-41. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Спрашивает, чтобы наблюдателям не показалось, что Его просят об одном, а Он подает другое: тот, например, просит денег, а Иисус, желая показать Себя, исцеляет слепоту. Ибо зависть может клеветать и таким безумным образом». Господь задает вопрос, и когда слепец открывает свое заветное желание, дает просимое.

Приблизившись ко Христу, Вартимей не называет Его более ни Иисусом, ни Сыном Давидовым, но Господом. Значит, уже приблизившись ко Христу, он осознал, что Иисус есть Господь. Так бывает и со всеми верующими: издалека Христос выглядит для них просто как Человек, хотя и великий. Издалека мы называем Его человеческим именем и говорим о Его земном происхождении. Но когда мы приблизимся к Нему, когда мы почувствуем Его могущественное и животворное дыхание, только тогда мы познаем Его небесное происхождение, познаем, что Он не от мира сего, что Он пришел из вечности посетить путешествующих во времени - и что Он воистину есть Господь.

Лк.18:42. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

Кто из пророков исцелял с такой властью? Отсюда и слово, происшедшее от истинного Света (Ин. 1, 9), стало светом для больного. Смотрите и на отсутствие гордости. «Вера твоя спасла тебя». Сказав Вартимею сии слова, Господь тем хочет и воздать честь человеческому достоинству; хочет показать, что люди призваны быть соработниками Божиими во всем благом. Если, люди, вы хотите знать, в чем заключается ваше соработничество с Богом, тогда знайте: оно в вере в Господа нашего Иисуса Христа. Это единственное, что от вас требуется, и единственное, что вы можете сделать. Веруйте, и Бог исполнит то, чего вы хотите, по вере вашей.

Лк.18:43. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Теперь его очи управляют его языком, его ногами, и всем его телом, и всею его душою. Видя Христа Живаго, он теперь знает, и для чего ему язык: славить Бога. И он начинает славить и благодарить Бога. Таким образом, Вартимей употребил свои очи не во зло, не на скверный разврат и погибель себе, но для того, для чего Бог и дал человеку очи: для созерцания величия и славы Божией. И все бывшее здесь множество народа, видя сие славное чудо, благодарило Бога.

Взгляните, сколь дивный пример настойчивости, твердости и постоянства в молитве подает нам всем слепой Вартимей! Его молитва была услышана, и любой человек может последовать его примеру. Как святитель Иоанн Златоуст говорил: «Отсюда-то научись, возлюбленный, что сколько бы мы ни были ничтожны, отвержены, но, с истинным усердием приходя к Богу, сами собою можем испросить у Него все, что ни потребуется».

Началом возвращения к зрению для слепотствующего грешника служат сознание и исповедание слепоты, оставление деятельности, совершаемой под водительством этой слепоты. Но хотя слепотствующий грешник оставит грубые грехи, он не может сразу расторгнуть связи со грехом как живущим внутри его, так и действующим на него извне. И по обращении своем он пребывает близ греха и во грехе; греховные помыслы, мечтания, ощущения не престают возмущать ум его и сердце. Сопутствующие и содействующие Христу – пророки, апостолы и святые отцы – возвещают слепому о близости к нему Спасителя, потому что слепой в омрачении своем никак не может представить себе, что Бог находится близ его. Ему представляется Бог удаленным, как бы вовсе несуществующим. Слепец, наставленный словом Божиим, что вездесущий Бог ближе к нему, нежели все предметы видимого и невидимого мира, ободряется, вступает в молитвенный подвиг. Он вступил в подвиг; но ум его запечатлен плотским мудрованием и, будучи веществен по причине усвоения впечатлений вещественных, не может молиться духовно; сердце его, зараженное различными пристрастиями, непрестанно отвлекается этими пристрастиями от молитвы. Молитва слепца – дебела, вещественна, перемешана с помыслами и мечтаниями плотскими и греховными, осквернена ими, не может подняться от земли, пресмыкается по земле, низвергается на землю, лишь сделает усилие подняться от земли. Слепец не имеет удовлетворительного понятия о Боге: это понятие несвойственно плотскому состоянию; молитвенный подвиг слепца есть еще подвиг телесный. «Слеп, – сказал преподобный Марк Подвижник, – тот, кто вопиет и говорит: «Сыне Давидов! помилуй мя». Он молится еще телесно, еще не стяжал духовного разума». Он сидит, одинокий, у врат Иерихона.

Слепца принуждали молчать, но он не обращал на это внимания, но кричал еще громче. И нам не стоит бояться тех, кто стоит между нами и Христом, хотя бы они и носили железные жезлы в руках и все знания этого мира в головах своих. Ибо в сравнении со Христом все они суть сухой тростник и мертвые кости. Они сами не видят и не могут дать зрение другим; они не имеют в себе жизни и не могут дать ее; они сами ничего не знают и ничему не могут научить. Вся их земная сила, и богатство, и мудрость - мелкие монетки, которые они, словно нищие, выпрашивают у сего видимого мира и, если вы просите у нищих, дадут и вам. О христианине, будьте в своем вопле ко Христу постоянны, как слепой Вартимей! Кричите все громче, пока Он вас не услышит. Пусть нас заставляют молчать; пусть над нами насмехаются духовные слепцы; пусть шумит сухой тростник; пусть скрипят мертвые кости - мы без устали будем кричать: «Иисусе, помилуй нас! Иисусе, свете наш, просвети нас!»

Главное условие преуспеяния в молитве заключается в том, чтоб молитва всегда совершалась с величайшим благоговением и вниманием. Для этого нужно не только оставление греховной жизни, но и отвержение всех забот и попечений во время молитвы. Мы достигаем этого, когда все, касающееся нас, возлагаем на Господа. К такой преданности Богу приглашает нас святая Церковь; часто вспоминает она об этой преданности, говоря: «Сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Вспомоществует внимательной молитве памятование вездесущия и всеведения Божиих. Если Бог присутствует на всяком месте, то Он присутствует и в месте моления нашего. Если Он видит все, то видит Он и расположение сердца нашего, настроение нашего ума. Стоя на молитве, мы стоим пред лицом Божиим, на суде Божием; имеем возможность умилостивить Бога нашим молитвенным воплем и стенанием. Памятование неизвестности смертного часа также возбуждает к усердным, теплейшим молитвам. Мы нисколько не погрешим, если каждый раз, когда молимся, будем молиться как бы в последний час нашей жизни, как бы в час наступившей кончины.

При внимании ума молитве внимает ей и сердце, выражая и доказывая внимание свое чувством покаяния. Для удобнейшего достижения состояния внимания святые отцы советуют молиться неспешно, как бы заключая ум в слова молитвы, чтоб ни одно слово не ускользнуло от внимания. Ускользнувшее слово – потерянное слово! Ускользнувшая от внимания молитва – потерянная молитва!

Ум, не стяжавший навыка ко вниманию, с трудом приучается к нему. Это не должно приводить в уныние и смущение подвижника молитвы. Сокровище, доставляемое подвигом, вечно; оно – цены безмерной; нисколько не странно, что Промысл Божий допускает нам труд, который бы, хотя несколько, соответствовал венчающему его приобретению. «Нестоятельность, – говорит святой Иоанн Лествичник,– свойственна уму» падшего человека, уму, растленному грехом. «Когда ум твой, – продолжает великий Иоанн наставлять подвижника молитвы, – будет увлечен от внимания по причине младенчества своего, ты опять введи его в слова молитвы».

Представший пред Бога просит прозрения и получает благодатное просвещение ума и сердца. Он вступает в истинное богопознание и богослужение; присоединяясь к прочим ученикам Господа Иисуса Христа, последует Ему. Имеет он к такому последованию и всю возможность и нужную способность. «Кто молится устами, – говорит святой Симеон Новый Богослов, – но еще не стяжал разума духовного и не может молиться умом, тот подобен слепому, который вопиял: «Сыне Давидов! помилуй мя». Но тот, кто стяжал духовный разум и молится умом, которого душевные очи отверзлись, – подобен тому же слепому, когда Господь исцелил его, когда возвращено было ему зрение и он, увидев Господа, уже не называл Его сыном Давидовым, но исповедал Сыном Божиим и воздал Ему поклонение, подобающее Богу».

Придя из Иерихона в Иерусалим, Господь наш Иисус Христос был убит духовными слепцами, Иродом, Пилатом, Каиафой и слепой толпой старейшин и книжников. Те, что каждый день в храме очами смотрели в Священное Писание и толковали его народу, не смогли увидеть Мессию и Спасителя в Господе Иисусе; а этот иерихонский слепец, который не мог ни читать Священное Писание, ни тем более толковать его, увидел во Христе Господа и Спасителя мира. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»(Мф. 5:8). Святитель Афанасий Великий сказал: «А душевная чистота достаточна к тому, чтобы, как в зеркале, изображать в себе Бога».

Но гроб едва удержал Господа Иисуса Христа на три дня - и вынужден был Его выпустить. Он приказал земле выпустить Его из гроба, как приказал слепоте покинуть очи Вартимея. И гроб Его стал светлым оком для всего мира. Господь воскрес, и, Живый, ходит и ныне - невидимый для телесных, но видимый для духовных человеческих очей - по пыльной дороге мира сего, ожидая, когда какой-нибудь слепец возопит к нему о помощи: «Господи Иисусе, помилуй меня!» Он готов помиловать всякого - стоит только воззвать к Нему. И всякий, получивший от Него духовное зрение, пойдет за Христом, славя Бога. Честь и слава Господу и Спасу нашему Иисусу Христу, со Отцем и Святым Духом - Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин).