Обновлено 11.12.2020 12:44 Автор: Admin 05.12.2010 16:18
Неделя 26 по Пятидесятнице
О безумном богаче
Лк., 12, 16-21
Собирает и не знает, кому достанется то (Пс. 38, 7-8)
"Если ты такой умный, то почему такой бедный?" — с иронией спрашивают у человека небогатого. Между умом и богатством проводят параллели. Но всегда ли богатый человек является умным? Что об этом говорит Слово Божие?
Сказал Господь такую притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
Он даже растерялся от такого успеха, и жизнь его мгновенно лишилась покоя и дневного, и ночного. Богатого, как и бедного мучает вопрос: "Что делать?"
Он вообразил, что богатство есть плод трудов его, а не дар Божий. Вместо молитвы, вместо благодарности, песнопения Богу и радости сердечной он сразу же начинает мучиться, беспокоясь о том, как бы ему собрать все это богатство и разместить его так, чтобы ни одно зерно не досталось птицам небесным и ни одно яблоко — соседям-беднякам. Ему и в голову не пришло при таком избытке поделиться с теми, кто ничего не имеет и прилагает все усилия, для того чтобы все сохранить для одного себя.
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Недалекий богач сам себе назначает долголетнюю жизнь. С высоты своего высокоумия он не понимает, что жизнь человека не становится продолжительнее от изобилия его имения. Словом "веселись" обозначена страсть распутства, которая обыкновенно следует за пресыщением яствами и питиями ( Флп. 3,19; Еф. 5, 18).
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
Внезапная смерть отнимает у несчастного не только несметные сокровища, но и само тело. Кому же останется, что он заготовил? Бог называет богача безумным, то что ему дано было для помощи ближним безрассудный человек употребил для своей погибели.
Безбожники никогда не готовятся к смерти: они готовятся к тому, чтобы жить на земле как можно дольше. Потому они боятся даже думать о смерти, а еще менее стараются в Бога богатеть. Но вы скажете: а разве многие праведники не погибали на войне внезапно? Нет. Праведники никогда не умирают наглою смертью. Они постоянно готовятся к смерти и каждый день ожидают расставания с этой жизнью. В сердце своем они непрестанно каются, исповедаются Богу и прославляют имя Божие. Так поступают праведники, живя в мире и благоденствии; тем паче они так поступают на войне, во время болезни, в напастях и искушениях. Вся их жизнь есть постоянное приготовление к смерти. Потому они никогда и не умирают внезапно. Ибо лишь истинно верующие в Бога и в вечную жизнь подготавливают себя к христианской кончине и доброму ответу на Страшном Суде.
Мудрый человек каждый день укрепляет свою веру в Бога, защищает свое сердце от неверия, суеверий, похоти и злобы, как мудрый хозяин защищает свой виноградник от вредных мошек и саранчи. Мудрый человек печется о том, чтобы каждый день исполнять заповеди Божии через дела всепрощения, милосердия и любви. Так он в Бога богатеет. Каждый день мудрый человек рассчитывается с сей жизнью и готов лечь и умереть с твердою верой, что оживет и предстанет пред лицом Божиим, чтобы прославлять Пресвятое имя Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.
Составил иеромонах Вадим (Чинилкин)