Обновлено 15.02.2017 19:04 Автор: Admin 31.01.2010 19:19

Печать

Неделя о блудном сыне

Лк., 79 зач., 15, 11-32

Встретившись с жизненными трудностями человек, знающий Отца Небесного, просит помощи у Него и получает ее, а безбожник во время скорби приходит в отчаяние. Вера в то, что со смертью тела человек безвозвратно исчезает, выбивает почву из под ног несчастного. И когда окружающие его люди беспомощно разводят руками, не имея сил, а иногда просто желания помочь в трудной ситуации, атеист в помрачении накладывает на себя руки. По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 миллион 100 тысяч человек [1].
Каждому человеку приходиться сталкиваться со скорбями. Отчего же они с нами происходят? Преподобный Марк Подвижник говорит: «Все скорбное, что происходит с нами, происходит за возношение наше»[2]. Бог - источник жизни и радости. Но когда мы возносимся над другими, гордимся и предаемся прочим грехам, в это время мы отпадаем от Бога, а значит лишаем себя счастья, входим во мрак уныния. И если мы действительно хотим себе блага, то со смирением и покаянием возвращаемся с своему Создателю.

Куда нас заводит жизнь по своим прихотям, Господь наш Иисус Христос наглядно показывает в притче о блудном сыне. "У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно."

В младшем сыне явилось желание жить на свободе, по своей воле. "Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе", -  вразумляет преподобный Иоанн Лествичник[3]. Оторвавшись от отца, младший сын, носимый бесом гордости, был унесен в мрачную дальнюю сторону распутства. То, что собрал мудрый отец, глупый сын расточил быстро.

"Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему."

В той дальней стране, удаленной от Бога, всегда голод, ибо земля не может насытить алчущего человека, лишь усиливая его голод своей пищей. Земля едва может утолить голод бессловесных животных, но никак не человека. В дальней стране всегда голод; однако для грешника, совершенно забывшего Бога и расточившего все жизненные силы, дарованные ему по милости Божией при разделе, настал великий голод, то есть такой голод, который земля, что бы она ни предлагала, не могла утолить ни на мгновение. Так происходит и ныне со всяким грешником, ненасытно и полностью предавшимся земле, плоти и плотским наслаждениям. Наступит момент, когда грешнику омерзеет и земля, и плоть, и все земные и плотские наслаждения. Все сие станет для него мерзостью и смрадом. Тогда он начинает жаловаться на весь мир и проклинать жизнь.

Закон иудейский гнушался свиньей, как животным нечистым, поэтому "пасти свиней" было самым унизительным для истого Иудея занятием. И мы привязываясь к какому нибудь предмету, через который удовлетворяем свою греховную страсть, доводим себя нередко до самого унизительного состояния.

"И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему". Рожки - это плоды одного дерева, растущего в Сирии и Малой Азии, которыми кормят свиней. Самоуверенный парень пришел в крайне бедственное состояние.

"Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему".

Самовлюбленный человек не сознавал, до сих пор, требований закона Божия и совесть в нем как бы замерла. Он был как больной, потерявший сознание. Но вот молодой человек приходит в себя, трезвое сознание к нему возвращается. Вспоминает, что у его отца и наемники хорошо живут.

"Встану, пойду к отцу моему" - это решимость грешника оставить грех и покаяться. "И уже несмь достоин нарещися сын твой" - выражение глубокого смирения и сознания своего недостоинства, каковыми всегда сопровождается искреннее покаяние грешника. "Сотвори мя, яко единаго от наемник твоих" - выражение глубокой любви к дому и крову отеческому и согласие хотя бы на самых тяжелых условиях быть принятым в дом отчий.

"И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: "Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка". Он же сказал ему: "Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

Его, столь оборванного, и грязного, и иссохшего, и одичавшего, начал милостивый отец обнимать и целовать, и крикнул рабам своим: "Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги". Сия одежда есть Сам Христос; потому она и называется лучшею. Нет на небесах одежды лучше сей. И апостол говорит: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал.3:27). Душа, обнаженная от всякого блага, полностью совлекается; ее старая, грязная и изорванная одежда отбрасывается, душа же облекается в одежду новую. Эта новая одежда души представляет собою нового человека, покаявшегося, возрожденного, прощенного и принятого Богом. Без новой одежды сей никто не может пребывать в Царствии Божием, что ясно видно из притчи Христовой о брачном пире царского сына (Мф.22:1-14).

Перстень на руку означает венчание души со Христом. Покаявшийся разрывает все блудные связи с миром сим, прилепляется душою своею ко Христу и пребывает с Ним в нераздельном единстве. Это обручение происходит силою и благодатью Святого Духа, за печатью Коего хранятся дары небесные.

"Дайте... и обувь на ноги", - говорит отец рабам своим. Обувь означает силу воли, с которою человек пойдет по пути Божию, исполнившись решимости, не уклоняясь направо и налево, не озираясь назад.

Хорошо человеку у которого есть Отец Небесный, к Которому он может вернуться. Значительно хуже безбожнику. Когда настигает его буря скорби, то все для него становится мрачным, все для него отвратительно, все для него гнусно. Находясь в таком положении, он не знает, что делать с самим собою. Он перестал верить в эту жизнь, кольми паче в жизнь вечную. Жизнь вечную он забыл, а временную возненавидел; и Бога он забыл, а мир сей возненавидел. Что ему теперь делать? Куда идти? Вселенная ему тесна. И нигде нет дверей для выхода из нее. "И могила означает не выход, но вход," - предупреждает святитель Николай Сербский.

Сегодняшняя притча светит путеводной звездой людям, находящимся во тьме отчаяния. Человек создан Богом для жизни и счастья. И каждый может вернуться к Отцу, Который очень ждет своих блудных сыновей, чтобы очистить их от скверны и мрака, и даровать им бесконечную жизнь и нескончаемую радость.


Составил иеромонах Вадим (Чинилкин)

Примечание:


[1] http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm
[2] http://www.russned.ru/hristianstvo/otvety-na-voprosy-iskusheniya-i-bozhii-promyse

[3] http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm

 

 

Смотрите так же:

Евангелие об истинном и мнимом богомольце

Воскресенье, 7 / 20 декабря