Неделя 1 Великого поста

Обновлено 30.04.2019 09:20 Автор: Admin 17.03.2019 05:16

Печать

Неделя 1 Великого поста

Ин. 1:43-51

Ин.1:43-44. На другой день: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из: одного города с Андреем и Петром.

Андрей и Петр, беседуя с земляком Филиппом, рассказывали ему и о Господе. Город Вифсаида был небольшой и приличнее мог быть назван деревней.

Ин.1:45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета.

Филипп делится своей радостью с Нафанаилом, и так как Нафанаил был сведущ в Священном Писании, то Филипп отсылает его к закону и пророкам. Если Филипп называет Иисуса сыном Иосифа, то не смущайся, в то время Его еще считали сыном Иосифа. Называет Его «Назарянином», хотя Он собственно был вифлеемлянин, потому что Он родился в Вифлееме, а воспитался в Назарете. Но как рождение Его было многим неизвестно, а воспитание известно, то и называют Его Назарянином, как воспитавшегося в Назарете.

 

Ин.1:46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Обрати внимание и на то, с какою осторожностью Нафанаил выражает свое сомнение – в виде вопроса. Он знал из Писаний, что Христу надлежит придти из Вифлиеема - из селения, в котором был Давид. Это мнение господствовало между иудеями, да и пророк издавна предвозвестил, сказав: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мих.5:2). Поэтому Нафанаил, когда услышал, что Христос явился из Назарета, то смутился и пришел в недоумение, находя весть Филиппа не согласною с предсказанием пророческим. Но не смотря на это, он идет ко Христу. Какое же доказательство у Филиппа, пришедшего Мессии? Тоже, что и у Андрея. Андрей, не имея сил изобразить богатство, которое нашел, не находя слов описать это сокровище, ведет брата к Тому, кого нашел. Так и Филипп, не говоря Нафанаилу, почему Иисус есть Христос и как предвозвестили о Нем пророки, направляет его к Иисусу.

Ин.1:47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Христос хвалит Нафанаила как истинного израильтянина, потому что он не сказал ничего ни в пользу, ни против Его; ибо слова его происходили не от неверия, а от осмотрительности и от ума, знавшего закон.

Ин.1:48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил выразил удивление, откуда Господь может знать его, видя его в первый раз. Он не увлекся одобрением, не надмился от этой похвалы; но еще с большим старанием отыскивает истину. Он еще испытывает, как человек, а Христос отвечает, как Бог.  Иисус знал и прежде благонравие Нафанаила, не как человек, следивший за ним, а как Бог. Господь заговорил с Нафанаиом прежде, чем приблизился Филипп, для того, чтобы кто не подумал, что Филипп пересказал Ему о смоковнице и о прочем, о чем Он говорил со своим товарищем.

Ин.1:49-50. Нафанаил отвечает Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

Нафанаил, услышав сие, почувствовал величие Господа, исповедал Его Сыном Божиим. Впрочем, хотя и Сыном Божиим исповедует, но не в том смысле, в каком Петр. Петр исповедал Его Сыном Божиим как истинного Бога, и за то Господь ублажает его и вверяет ему церковь (Мф. 16, 16–19). Нафанаил же исповедал Его как простого человека, по благодати усыновленного Богу за добродетель. И это видно из прибавления: Ты – Царь Израилев. Он не достиг еще до совершенного познания истинного Божества Единородного. Нафанаил верует только, что Иисус есть человек боголюбезный и Царь Израилев. Если бы он исповедал Его истинным Богом, то не называл бы Его Царем Израиля, но Царем всего мира. Потому Нафанаил и не ублажается, как Петр, но ему обещаны еще большие откровения.

Ин.1:51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Этими словами Господь хотел сказать Своим ученикам, что они духовными очами узрят Его славу, что исполнилось древнее пророчество о соединении неба с землей таинственной лестницей, которую видел во сне ветхозаветный патриарх Иаков (Быт. 28:11–17), через воплощение Сына Божия, ставшего теперь «Сыном Человеческим». Христос мало-по-малу возводит его от земли и внушает не представлять себе Его простым человеком? Может ли в самом деле быть человеком тот, кому ангелы служат и для кого ангелы восходят и нисходят? Поэтому-то Он и сказал: «увидишь больше сего». Такими словами Христос внушал признать Его владыкою и ангелов. Как к истинному Сыну Царя, ко Христу восходили и нисходили эти царские служители, как то: во время страданий, во время воскресения и вознесения.

Кто из прошедшего познал могущество Его, тот, слыша о будущем, удобнее может принять предсказание. Что же Нафанаил? Ничего на это не отвечает. Поэтому и Христос заключил тем Свою беседу с ним, предоставляя ему самому размыслить о сказанном и не желая высказать всего в один раз. Бросив семена в землю плодоносную, Он дает ей самой произрастить в свое время плоды.

«Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1:49). Видишь ли, как Нафанаил изумляется и радуется? Так должно радоваться и нам, сподобившимся познать Сына Божия, – не только радоваться в душе, но и в самых делах своих выражать радость. А что свойственно радующимся? Веровать Тому, кого познали; а верующим – делать то, что Ему угодно. Если будем делать то, что прогневляет Его, – откуда будет видно, что мы радуемся? Не видите ли и в домах, когда кто принимает желанного гостя, с какою радостью он все делает, всюду бегает, ничего не щадит, хотя бы нужно было издержать все, что у него есть, лишь бы угодить гостю? А если бы кто, пригласив к себе гостя, не стал угождать ему, не старался успокоить его, то, хотя бы тысячу раз говорил, что радуется его посещению, никогда гость ему не поверил бы, – и справедливо, так как радость надобно показать на деле.

Когда Христос приходит к нам, покажем, что мы Ему рады, и не будем делать ничего, что может оскорбить Его. Но кто же, скажешь ты, столько безумен, чтобы не любить Господа своего? Это и я говорю и знаю, что никто из нас не отречется от этого на словах и в мыслях. Но тот, кто любим, хочет, чтобы любовь к нему обнаруживалась не на словах только, а и в делах. Говорит, что мы любим, но не делает того, что свойственно любящим, – это смешно не только в отношении к Богу, но и к людям. Итак, если исповедовать на словах только, а в делах показывать противное – не только бесполезно, но и вредно для нас, то я умоляю – будем выражать свое исповедание в делах, да удостоимся исповедания и от самого Господа, в тот день, когда Он исповесть достойных перед Отцом Своим, – умоляю о Христе Иисусе Господе нашем, через Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Составил иеромонах Вадим (Чинилкин)