.. Чтения

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Иеромонах Серафим (Роуз) как известный православный миссионер и катехизатор второй половины XX века: к 30-летию со дня смерти. Часть II

12 сентября 2012 г.

Предлагаем вниманию читателей продолжение статьи протоиерея Димитрия Предеина, посвященной личности и трудам известного православного подвижника ХХ века иером. Серафима (Роуза). Первая часть статьи была посвящена рассмотрению жизненного пути о. Серафима. Целью данной публикации является анализ его мировоззрения.

 

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИЕРОМОНАХА СЕРАФИМА (РОУЗА)


Установки Рене Генона

Переходя к непосредственному анализу мировоззрения иеромонаха Серафима (Роуза), считаем целесообразным коснуться темы его источников.Уже в биографии о. Серафима мы упомянули о его широком гуманитарном образовании и начитанности. Кроме того, тема о весьма разнообразной и разноплановой литературе, которой пользовался о. Серафим при написаниисвоих трудов, была нами затронута при рассмотрении самих этих трудов. Но более важно определить в этой причудливой суспензии богословских, агиографических, философских, исторических, эзотерических, медицинских, естественнонаучных знаний те, которые послужили фундаментом для построения миросозерцания о. Серафима.

 

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Иеромонах Серафим (Роуз) как известный православный миссионер и катехизатор второй половины XX века: к 30-летию со дня смерти. Часть I

12 сентября 2012 г.
Предеин Димитрий, протоиерей

2 сентября исполнилось 30 лет со дня кончины иеромонаха Серафима. Автор этого очерка, который в своё время пришёл к православию благодаря книгам о. Серафима (Роуза), вносит свою лепту в копилку памяти и осмысления наследия этого незаурядного человека. Первая часть статьи посвящена рассмотрению жизненного пути иеромонаха Серафима (Роуза), его духовным поискам и приходу к православию. Также в публикации приводится краткий обзор трудов платинского пастыря.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Искушение со стороны несправедливости и напраслин от посторонних. Терпение их. Предупреждение желающим уйти из дома родителей на свободу

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

78. Искушение со стороны несправедливости и напраслин от посторонних. Терпение их. Предупреждение желающим уйти из дома родителей на свободу

Милость Божия буди с вами!

Опять?! Несправедливости, напраслины! Это уж, верно, откуда-нибудь совне. Но откуда бы они ни были, скажу вам: не мужайтесь только и крепитесь, но и радуйтесь. Значит, ваше дело душевное идет хорошо. Господь ведет вас к очищению, а враг встречает в вас сильную соперницу. Стойте же крепко на своем. Несправедливостями и напраслинами нечего смущаться. Кто их причиняет, тому судит Бог, а кому их причиняют, тому должно терпеть их благодушно и Бога благодарить. Не забывайте, что есть другая жизнь, в которой отзовется все здешнее, в похвалу или в укор. Перенесете несправедливость? Похвала будет. Не перенесете? Укор. Там не скажете: да ведь несправедливо. Справедливо или нет, не твое дело, скажут, судить. Ты почему не терпела?!

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Покорность родителям как приготовление к монастырскому послушанию

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

77. Искушения со стороны домашних неприятностей. Покорность родителям как приготовление к монастырскому послушанию

Милость Божия буди с вами!

Вот и еще! То неверкою хотел вас сделать враг, а теперь делает бунтовщицей, и против кого же? Против родителей.

Боже мой, какое ропотливое письмо ваше! А что там такое случилось?! Верно, блоха укусила. Всячески догадываюсь, что это какая-нибудь мелочь, что и сказать-то о ней нечего. А в голове вашей она вгромождена в такую величину, что и глазом не окинешь. Все враг, все враг. Он гонит вас из-под крова родительского, чтобы свернуть вам голову. Вот и раздувает всякую мелочь в гору, подавляющую вас. Вы описать не можете, что это такое. Я вам наперед скажу, что и описывать нечего. Это обычная вражеская уловка - запутывать ум наш неопределенностями. И огорчения, им возбуждаемые, и дурацкие его утешения он умеет так закрывать призрачностями, что, ничего в них не видя определенного, думают, однако ж, что они суть нечто великое. А стал разбирать - все разлетится: ни горя, ни утешения нет там, где их указывались горы. Все обман. И теперь над вами устроил он обман. Извольте перекреститься и плюнуть на эти советы врага.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Искушения со стороны неверов.

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

76. Искушения со стороны неверов. Опровержение их суемудрых рассуждений

Милость Божия буди с вами!

Ну вот! Не успела отойти первая тягота, как подготовлена уж и другая - тончайшая и опаснейшая. Кто это у вас там разглагольствовал?! Ведь сколько наврал и сколько дрянного хламу набросал он вам в голову. Метил веру поколебать и не только от Христа Господа отклонить, но и совсем безбожницей сделать. Это враг подослал вам такого мудреца разумного.


Вы хорошо порешили всячески избегать разговоров с неверами и всякой с ними встречи. Злые беседы растлевают добрые настроения души. Поди после борись и восстановляй расстроенное. Но ведь не упасешься. Эти злые твари шныряют всюду. Глядишь - он тут и есть. Так вперед вот как поступайте: когда невзначай придется услышать что противное вере, всячески старайтесь не допускать до сердца слышанного, а направлять то из одного уха в другое. В то же время, отклоняя внимание от речей невера, позаботьтесь занять сердце убеждением, что вера наша непреложно истинна во всех своих пунктах и что если есть противники ей, то это от непонимания дела.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Ухищрения врага отклонить от мироотречной жизни. Как отражать их.

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

75.  Ухищрения врага отклонить от мироотречной жизни. Как отражать их.

Милость Божия буди с вами!

Пишете: <Грустно мне, нигде нет покоя. Что-то давит меня, на сердце тяжело и темно. Вдруг охватило>.

С нами крестная сила! Мужайтесь и стойте. Это враг догадался, что вы совсем хотите сбежать из того круга, где ему удобно удается поживиться около христиан, и вот встречает вас такою тугою и томлением. Не вы одна, все испытывают такие нападки, но не все одни и те же. Вас томит тугою; иного обдает страхованиями; у иного в мыслях взгромождает такие препятствия, будто горы; иному рисует в голове несообразность начинаемого дела. Ко всякому подходит как ему сручнее бывает: наводит потоки мыслей, растревоживает сердце, возмущает его внутри. И это вдруг, как порывом бури. Такие уж уловки у врагов наших. Они - беспорядочный народ. Шатаются всюду. Видят, что двери отворены и стражей нет, врываются в дом наш - и все вверх дном. Нагородят - и убежали. А ты тут потом и справляйся как знаешь. Но ведь беды от этого еще никакой нет. Мы не виноваты в том, что враги набегают; не виноваты и в том расстройстве внутреннего нашего строя, какой они причиняют; не виноваты и в тех мыслях и чувствах, какие при этом ими возбуждаются. И Бог не винит нас в этом. Только соглашаться и с чем не надобно, а перетерпеть - и все пройдет.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Разные виды подвига безбрачной жизни.

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

74. Наставление для рвущихся к монастырской жизни. Разные виды подвига безбрачной жизни. Терпеливое ожидание и домашнее подготовление к монастырской жизни

Милость Божия буди с вами!

Пишете: <О, когда бы поскорее! Сейчас бы улетела куда-нибудь в пустыню, чтобы ничего не видать и не слыхать>. Нет, нет. Спешить никак нельзя. Где спешность и этакое рвение - поскорее да поскорее, - там не Божие дело. Смятенные желания и добрые не добры и не ведут к добру. Божие идет тихонько, незаметно, но прочно.

Молитесь и с терпением ждите, высматривая, не откроется ли дверь к выходу. Господь так устроит, что и сами не догадаетесь, как все устроится. Обручиться с Господом обручитесь теперь - сами в себе пред Ним Единым. А когда поступить в хор невест Его - это предоставьте решить Ему. Предайтесь всецело в руки Его.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Высота девства

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

73. Продолжение. Раз данный обет безбрачия должно держать твердо. Высота девства

Спешу и еще приложить вам кое-что о том же.

Святой апостол Павел, насадивший веру Христову в Коринфе, опасаясь, как бы Коринфяне не уклонились на какой-нибудь неправый путь, писал к ним: ревную... по вас Божиею ревностию: обручих бо вас Единому Мужу деву чисту представити Христови. Боюся же, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваши от простоты, яже о Христе (2 Кор. 11,2-3). Ревную Божиею ревностию и я по вас, как это вы видите с самого начала наших бесед. Се предстоите вы Христу Господу - дева чистая, Ему себя предавшая! Но обручение ваше с Господом не мною совершено. Оно устроилось помимо моих усилий и даже намерений. Пиша к вам, я не имел ничего в виду, как наладить вас на строй истинно христианской жизни, - строй прочный, в котором, как на безопасной ладье, могли бы вы переплыть неверное море временного жития. Произошло, однако же, большее. И слава Богу! Предрасположение к тому было у вас от природы - Бог дал. Повеяла на него Божия благодать. И се - решение!

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Обет отречения от мира

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

72. Обет отречения от мира. Как вести себя по изречении обета до его исполнения

Милость Божия буди с вами.

Несказанную радость доставило мне последнее ваше письмо. Итак, окончательно решаетесь жизнь свою посвятить на служение Господу, не сплетаясь житейским бытом. Да приимет Господь милостиво жертву сию и да благословит доброе решение ваше! Изрекли пред Господом, держите же его и отселе так сложитесь в мыслях своих, что вы уже отрезанная от мира. Я и прежде слышал от вас, что у вас душа не лежит к этому быту, то по слабости здоровья вашего, то по страху неудач, какие случалось вам замечать в иных семьях. Но то была одна речь, а теперь - другая. Дело одно, но душа в нем другая. То было нерасположение к житейскому по житейским соображениям, а теперь вы отсекаете себя от житейского, чтобы всецело принадлежать Господу. Мало ли людей живет бессемейно, но живут все так же, как и семейные, с теми же заботами и видами. Ваше решение не в этом духе. Оно совсем из другого источника и к другому порядку жизни принадлежит и вас приурочивает. Возгревайте же тот дух, в котором изречено ваше решение.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Охлаждение к молитве. Небрежная и спешная молитва. Как избегать этого. Чтение молитв на память

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

71. Охлаждение к молитве. Небрежная и спешная молитва. Как избегать этого. Чтение молитв на память

Милость Божия буди с вами!

Пишете: <Что-то плохо идет молитва моя>. Что молитва идет плохо, в этом не молитва виновата, а молящийся. Старайтесь молиться как должно, и молитва будет идти хорошо. Кто дурно пишет, на того прикрикнут и погрозят - и он начинает писать исправно. Извольте прикрикнуть на себя и погрозить судом Божиим - и начнете молиться как следует. Человеческие дела исправляем мы тщательно, потому что люди увидят и укорят, а дело Божие делаем кое-как, потому что Господь молчит, не тотчас укоряет, предоставляя служение Себе усердию детей Своих, столько Им благодетельствуемых. О, как это горько будет, когда придется сознаться виновными против сего пред Самим Господом.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О чтении духовных и светских книг

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

70. О чтении духовных и светских книг

Милость Божия буди с вами!

По вашему желанию посылаю вам святого Антония с его писаниями. Читайте и углубляйтесь. И подивитесь. Он не был ученый и книг ученых не читал, только пел Псалтирь и прочитывал Евангелие с Апостолом. Благодать Божия раскрывала созерцания в уме его, и вот смотрите, какие премудрые у него речи. О нем есть свидетельство очевидцев, что, когда он начинал говорить, речь его текла, как река и, исходя из его сердца, исполняла сердца всех слушавших. Иногда целые ночи проходили в таких беседах, и ни он, ни слушавшие его не знали утомления и не чувствовали позыва ко сну. Вот и у нас отец Серафим Саровский тоже был неученый, но опыты жизни духовной, углубление в слово Божие и писания отеческие сделали его из мудрых мудрым. В духовной жизни книги - только руководство. Само познание приобретается делом. Даже то, что познано бывает из чтения, будто ясно и обстоятельно, когда испытано бывает делом, представляется совсем в другом свете. Жизнь духовная - особый мир, в который не проникает мудрость человеческая. Вы сами это испытаете или уже испытываете. Трудитесь над собою и внимайте себе. Понемножку-понемножку - и вы дойдете до того, что начнете вести премудрые речи, которые садись да записывай. Благослови вас, Господи!

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Тоска и страхования. Невинные развлечения. Разобщение с людьми дурными.

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

69. Тоска и страхования. Невинные развлечения. Разобщение с людьми дурными. Английский апостол из секты духоносцев. Его лживость

Милость Божия буди с вами!

Ваша тоска со страхованиями есть нечто непонятное. Чего вам? Все у вас в порядке: и по дому, и по делу души вашей. Перетерпите. Что делать? Богу молитесь и Ему свою участь и участь всех своих предавайте. Се самый надежный путь к покою! Заботу имейте об одном, чтобы не сделать чего-либо Бога прогневляющего. От этого и упование будете иметь крепкое, и покой прочный.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Молва и речи человеческие

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

68. Молва и речи человеческие. Нужда в добром советнике. Постоянная опасность со стороны врага

Милость Божия буди с вами!

Как больно отозвалось у меня в сердце ваше слово <пошла молва>! О, как страшен и едок огонь речей и подозрительных очей человеческих! И понятно, почему в псалмах святой пророк Давид часто с болезнию сердечной обращается к Богу в молитве избавить его от языка человеческого.

Где вам найти утешение и опору? В свидетельстве вашей совести. Это сознание нравственного достоинства ваших поступков пред Богом и всеми здравомыслящими людьми и держите в уме и сердце. При нем мужественно встретите всякую речь, какая бы там ни ходила. Между тем, относитесь ко всем, как будто ничего не знаете.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимание к Богу

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

67. Утешение богомольца. Наставление о тщательной исповеди. Краткие молитовки и непрестанное внимание к Богу

Совершили вы свое путешествие! Слава Богу! Вот видите, исполнилось мое вам предсказание утомления и ломот. Исполнилось и то, что обещалось душе вашей. Господь утешил вас обрадованием от Святого Причащения, а святой Сергий прогнал ваше смущение.

Пишете: <Поднялось в душе сильное и тревожное смущение, я обратилась к святому Сергию - и смущение мгновенно рассеялось, оно заменилось тихим и приятным покоем>. Так видите, воззвание из сердца тотчас слышится на Небе и тотчас же ниспосылается оттуда ответ на него. Учитесь из сего, где надо искать успокоения и вразумления.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Наставление богомольцам

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

66. Путешествие в Сергиеву Лавру. Наставление богомольцам

Так вот кто навел вас на святого Пимена?! Некто, с увлечением говорящий о божественных вещах. Догадываюсь. Это, верно, тот самый, который был у меня с вами. Рад очень сему обстоятельству - рад, что есть около вас некто, могущий так говорить. Пользуйтесь им и всякий раз, как бывает он у вас, наводите его на такие предметы и все повытаскивайте из него и усвойте себе.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Побеждении страстей и насаждении добродетелей

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

65. Извлечение из преподобного Пимена о богоугодной жизни, побеждении страстей и насаждении добродетелей

Кто это навел вас на святого Пимена, что вы желаете знать о нем? Но кто бы ни навел, я очень рад этому. Кто святой Пимен и как он жил, найдете в Четьи Минеи под 27 августа и еще в книге <Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов>. В том и другом месте найдете и множество его наставлений. Он был из простых и неученых, но опыты духовной жизни и благодать Божия так просветили ум его, что по тонкому и точному знанию законов восхождения к совершенству в духе его следует ставить в числе первых учительных богомудрых отцов.


Пока-то вы доберетесь до того, чтобы почитать о нем, я выпишу вам важнейшие пункты из его учения и наставлений применительно к тому, о чем так долго толковал вам.

Начало пути Божия - покаяние и плач о грехах. Вот что встречается о сем у святого Пимена. Увидел он женщину, которая сидела на могиле и горько плакала, и сказал: <Если бы явились здесь все удовольствия мира, не освободили бы души ее от скорби.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Одиночество

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

64. Одиночество. Как избегать скуки. Чтение и изучение наук

Милость Божия буди с вами!

Пишете: <Осталась одна и скучаю>. Это натуральное чувство. Но мне думается, что ему у вас можно бы и не быть после ваших решений и того, что вам предлагалось делать вследствие того. Если бы последнее привилось в вас хоть сколько-нибудь, то вы никак не сознали бы себя одинокою, хоть вы и одни. Не сознали бы себя одинокою, потому что сознавали бы, что Господь близ, близ и Ангел хранитель с вами, не мысленно, а действительно. И тогда неуместно было бы чувство одиночества, а следовательно, и скучания вследствие его. Но я полагаю, что такой набег скуки был у вас моментальный и скоро развеялся.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Хлопоты по дому. Пение и музыка

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

63. Хлопоты по дому. Пение и музыка

Спешил я довести поскорее до конца речь о борении со страстным, - хоть тут никогда нельзя дойти до конца, - и оставлял почти без ответа многое из того, о чем вы писали в это время. На иное ответ найдете в прописанном, а на иное отвечать буду теперь.Пишете, что у вас много хлопот по дому. Делайте с усердием все, что вам велят. Это ваш долг. Но хлопотать - не хлопочите. Хлопоты (забота) сопровождаются всполошением всего внутреннего, а это вещь недолжная. Разве нельзя все порученное обсудить спокойно, а потом и делать его, нисколько не полошась, с мыслию собранной?В житейском быту, если есть что мешающее духовной жизни, то это совсем не дела и занятия, а это пустая многозаботливость, точащая сердце, между тем, дело даже на волос вперед продвинуть не могущая, и эти всполошения, возметающие мысли подобно вихрю.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Заключение беседы о борьбе со страстями

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

62. После руководства к мысленной борьбе со страстями предлагается наставление о деятельной борьбе с ними. Наиудобнейший внешний вид жизни для борьбы со страстями. Заключение беседы о борьбе со страстями

Милость Божия буди с вами!

В руководство к очищению страстей, когда они в вас в какой малой мере, достаточно сказанного. Но как зашла уж об этом речь, то приложу и еще нечто могущее, однако ж, пригодиться вам не в будущем, а теперь же.

Прописанная борьба со страстьми есть мысленная. И она действительна, потому что, не дозволяя страстям попитаться чем-либо, тем самым замаривает их. Но есть и деятельная с ними борьба, состоящая в том, чтобы намеренно предпринимать и совершать дела, прямо им противоположные. Например, чтобы подавить скупость, надо начать щедродательность; против гордости надо избрать уничижительные занятия; против страсти веселиться, - домоседство и подобное.

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Блюдение слуха и зрения

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

61. Блюдение слуха и зрения. Как уничтожать худые впечатления видимого и слышимого

Прошлый раз помянул я вам о поводах у возбуждению страстных мыслей, чувств и пожеланий, что на них не следует сваливать вину. Скажу вам теперь о них несколько слов. Страстные мысли, а за ними чувства и пожелания такие же иногда сами собою, не знаешь как, возникают в душе. Но большей частью они порождаются под действием внешних впечатлений. Встречаемые вещи, лицо и события по роду своему возбуждают и мысли во встречающем. От добрых рождаются добрые мысли, от худых - худые. Но может случиться и наоборот: при добрых породятся худые мысли, а при худых - добрые. Все зависит от постоянного или случайного настроения встречающего. Следовательно, и ответ лежит весь на нем. Как же быть?

   

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Очищение сердца

Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться

60. Как поступать, если и при борьбе со страстями проторгаются в нас страстные мысли и желания. Очищение сердца

Милость Божия буди с вами!

Полагаю, что вы взялись за дело как должно и усердно напрягаетесь памятовать всегда о Господе, внимать сердцу своему и всякое неправое в нем движение преследуете неприязненным отвержением, обращаясь в то же время молитвенно к Господу о помощи. Но вместе с сим никак не могу полагать, что, как только взялись - тут и успех полный: и мысли у вас все чисты, и чувства и желания святы. Потому что так ни у кого не бывает. Будут умиротворяться помыслы, будут все более и более редкими становиться страстные движения чувств и пожеланий. Но все же они будут прорываться, и иногда с большой силой.

   

Еще статьи...

Страница 1 из 3

«ПерваяПредыдущая123СледующаяПоследняя»