.. Новости Интервью Человек - не стакан

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Протоиерей Савва Михаилидис: Человек - не стакан, который невозможно склеить

Ольга Богданова
{mosimage}По всей Европе работают гастарбайтеры из России, Украины, Молдавии и других стран бывшего СССР. Большинство из них за границу гонит нужда, кого-то - авантюризм. Протоиерей Савва Михаилидис - клирик русского храма святого Стилиана в Лимассоле на Кипре помогает девушкам, погнавшимся за лучшей долей и ставшим секс-рабынями.
 
- Отец Савва, Вы организовали на Кипре приют для жертв торговли женщинами. Как возникла такая идея?
 

 - На самом деле, я никогда не думал о том, что создам подобный приют. Насколько мне известно, это второй такой приют, организованный клириками в Европе. Первый основал римокатолический священник в Римини в Италии.

Впервые я столкнулся с проблемой сексуальной эксплуатации женщин-иностранок в кабаре и барах Кипра, когда девять лет тому назад был назначен священником русского прихода в городе Лимассоле.

Тогда я с удивлением узнал, что некоторые лучшие наши прихожанки до своего обращения к вере были жертвами торговли плотью. Они доверили мне свои тайны и рассказали о тех обстоятельствах, при которых попали в руки кипрских сутенеров. Это был первый удар по тому представлению о проститутках, которое я имел в своем воображении с юношеских лет. Впоследствии, в 2001 году, произошло потрясшее многих на Кипре событие. Оно-то и сыграло решающую роль в деле организации силами нашего прихода первого приюта для жертв торговлей плотью на острове.

Я имею в виду гибель двадцатилетней русской студентки Оксаны Ранчевой во время попытки бегства из комнаты на шестом этаже дома, где ее запер сутенер. Последний импульс к созданию приюта мне дала группа танцовщиц из стран бывшего Советского Союза из одного лимассольского кабаре. Поясню, кабаре на Кипре - это публичные дома. Так вот, они пришли в Великую Пятницу в наш храм, чтобы исповедаться. Эта встреча убедила меня: я должен взять на себя попечение о них и решил основать приют. Конечно, можно было бы закрыть глаза на эту проблему и оправдать себя тем, что клирику непристойно заниматься спасением женщин-иностранок из сетей проституции. Однако я понимал, что эти девушки в некотором смысле тоже мои прихожанки.

 - Что же это была за история с девушками, пришедшими на исповедь в Великую Пятницу?

 - Я помню, шло чинопоследование Погребения Плащаницы. Среди людей, стоявших вне нашей маленькой церквушки, я заметил девушек (их было около десяти) в коротеньких юбках, но не заподозрил, что они - танцовщицы кабаре. Одна наша давнишняя прихожанка, моя помощница в церкви, более догадливая, чем я, сообразила, как она потом мне призналась, что они работают в кабаре, и предложила мне сделать им замечание относительно их внешнего вида. Я попросил ее ничего им не говорить. В первый раз я видел их в церкви и не хотел начинать наше знакомство с упреков. После окончания службы они попросили меня об исповеди. Подошла первая, высокая красивая девушка с «китайскими» раскосыми глазами. В какой-то момент исповеди я спросил ее о хранении добрачной чистоты. Она сказала, что хотела бы сохранить чистоту, но из-за ее работы это невозможно. Я наивно поинтересовался, что же это за работа. Он ответила, что работает в кабаре, как и другие пришедшие на исповедь девушки.

Мы проговорили с ними тогда в церкви около двух часов. Я сказал, что такой «работой» они разрушают свою душу и тело и что я готов дойти до Президента Кипрской Демократической Республики ради того, чтобы помочь найти им честную работу. К сожалению, они не воспользовались возможностью спастись от этого страшного их использования.

Во всяком случае, после этого прецедента я решил основать в 2004 году приют для практической и духовной помощи жертвам торговли плотью. За пять лет работы приюта мы помогли более чем 300 девушкам избежать сексуальной эксплуатации. Большинство из них дали показания полиции, чтобы остаться на Кипре и найти другую, пристойную, работу, другие же предпочли вернуться на Родину, не давая показаний.

 - Как девушки попадают на Кипр и почему не все могут и хотят избежать участи проститутки?

  - Есть разные категории жертв. В нашем приюте совместно с университетом Johns Hopkins University (Вашингтон, США) мы исследовали способы вербовки жертв на их Родине и сексуальной эксплуатации на Кипре. Тех, которые приезжают впервые на Кипр в качестве так называемых танцовщиц кабаре и официанток баров, почти всегда обманывают вербовщики на Родине, умалчивая о принудительной проституции в ночных развлекательных центрах.

Вербовщиками выступают различные агентства, незнакомые и знакомые люди, и, что самое печальное, некоторые бывшие жертвы сексуальной эксплуатации. Обычно едущим на Кипр говорят, что они будут танцевать и пить с клиентами, но при этом никто не станет их принуждать заниматься проституцией. Некоторые невольные жертвы торговли женщинами постепенно примиряются с проституцией и повторно «добровольно» возвращаются к сексуальному рабству за границей. Но и эти женщины являются жертвами сексуальной эксплуатации, так как преступление существует независимо от того, согласятся они или нет. Тенденция современного общества осуждать жертв вместо эксплуататоров и клиентов неправильна и скрывает корень проблемы.

 - И в чем же корень проблемы?

 - Корень проблемы проституции и торговли женщинами - в спросе на женское тело. Швеция стала первой страной в мире, в которой покупка сексуальных услуг карается законом. То есть, шведское законодательство преследует клиента, а не проститутку или жертву торговли женщинами, которые имеют право на помощь и сочувствие.

Однажды я разговаривал с девушкой из Молдавии, которая попала в руки сутенеров. Она была очень сентиментальная и все время плакала, плакала и просила, чтобы ее отпустили. И первый клиент заметил, что у нее были слезы, понял, что девушку просто принуждали, остановился и ушел. Он ничего не сказал сутенерам и, как получилось, потерял свои деньги. Но так было только один раз. Остальные, а она пробыла в борделе около недели, не обращали никакого внимания.

Были случаи, когда клиенты помогли девушкам спастись. Некоторые вышли замуж за бывших клиентов.

- Может получиться нормальный брак?

- Девушки бывают довольны: спаслись, построили семью... Но, к сожалению, многие их мужья привыкли жить на уровне сексуальных инстинктов и не умеют построить психологических связей с женой.  Они привыкли менять женщин. Стабильность в отношениях для них ничего не значит. Мужчины, которые были клиентами в кабаре, часто не понимают, что женщина - это не только тело, это душа.

Поэтому и для мужчины, и для женщины так важно не иметь сексуального опыта до брака. Тогда у обоих не будет недоверия друг к другу, какого-то скепсиса. В конце концов, мы же не животные. Хотя даже у них есть понятие о верности, как, например, у лебедей.

И Церковь должна заниматься воспитанием, образованием людей в этой сфере, работать с менталитетом «свободной любви». Если девушка не ценит чистоту и жить «свободной любовью», в один прекрасный момент она подумает: «А почему бы не заработать на этих отношениях деньги?» Я помню, одна мама сказала дочке: «Если так гуляешь, меняешь мужчин, то почему не брать за это деньги?».

Церковь должна говорить людям, что опасности «свободной любви» - это не только венерические заболевания, но еще и заболевания души! И чистота - самое лучшее предисловие для счастливого брака. Если человек знает только одну женщину, а она - только одного мужчину, между ними возникают сильнейшие психические связи. Гораздо крепче, чем если у них был кто-то до этого.

Помню, раньше иметь отношения до брака у нас считалось позором и для женщин, и для мужчин. Отношения были очень суровыми, молодым разрешали встречаться только в присутствии других. Я не говорю, что мы должны вернуться сейчас к таким жестким нормам, когда люди даже не могут познакомиться перед свадьбой, а жениха и невесту выбирают родители, не спрашивая их согласия. Но, по крайней мере, чистоту надо сохранять, потому что очень важно, чтобы люди сперва просто познакомились, чтобы лучше узнать внутренний мир друг друга.  Когда сразу начинаются половые отношения, это закрывает людям глаза на характер друг друга. И когда потом на таких условиях создается брак, через некоторое время они понимают, что ничего не знали друг о друге, видели только секс - все. А уже поздно. На одном сексе ведь брака не построишь.  Помню пожилых супругов, между которыми были сильнейшие душевные, психические связи. Они были не просто супругами, а самыми лучшими друзьями, полностью открытыми друг другу душой. В браке ведь очень важно дружить.

 - На Ваш взгляд, какие конкретные меры против торговли женщинами могут принять правительства стран, из которых поступают жертвы, и стран, в которых происходит процесс их эксплуатации?

- Во многих западных странах скорее можно констатировать существование определенных отрицательных факторов в борьбе с торговлей женщинами, нежели существование разработанного в этой сфере законодательства. Веротерпимость или легальная проституция во многих странах не помогают борьбе с сексуальной эксплуатацией иностранных женщин. Два этих зла есть две стороны одной монеты. К примеру, в Голландии и в Германии многие жертвы торговли плотью из Восточной Европы в результате переходят к легальной проституции. Напротив, как я уже упоминал прежде, Швеция преследует любую покупку сексуальных услуг, независимо от того, идет ли речь о шведской проститутке или об иностранке, защищая жертву торговли плотью.

Кроме того, в некоторых странах, особенно в Японии, Швейцарии, Ливане и на Кипре, существуют визы для танцовщиц кабаре и ночных клубов (artiste visas) и визы для официанток в баре. Страны, выдающие эти визы, фактически способствуют легальной доставке сутенерами своего живого товара. Кстати, Европейский суд недавно приговорил Кипр по делу «Ранчев против Кипра и России» (случай смерти россиянки Оксаны Ранчевой, жертвы торговли женщинами на Кипре), отмечая, что режим предоставления виз иностранкам для работы в кабаре острова не привел к практической и результативной защите Ранчевой от сексуальной эксплуатации. Этим решением Европейского суда открывается путь, по которому могут пойти и другие жертвы, против стран, которые выдают иностранкам визы для работы в центрах дурной репутации, где, и это знают все, существует сексуальная эксплуатация.

Что касается Кипра, я надеюсь, что правительства стран бывшего Советского Союза, Филиппин и других стран последуют примеру Узбекистана и Доминиканской Республики и потребуют от кипрского правительства не выдавать таких разрешений на работу их гражданам, передавая их таким образом в руки сутенеров.

 - А Вам не угрожали торговцы живым товаром?

 - Были, конечно, и угрозы... Подонки, которые контролируют проституцию, не хотят выпускать из своих рук живой товар. Товар, который они продают уже давно и непрерывно. Я исполняю свой долг, а все остальное предоставляю на действие Промысла Божия. Рано или поздно я умру. Не имеет значения, сколько мы живем на этой земле. Не имеет значения, умрем ли мы насильственной или естественной смертью. Наше истинное Отечество - это небо, и однажды мы все предстанем на суд пред лицом Бога.

Я ощущаю свою греховность, но в тоже время думаю, что в меру своих скромных возможностей постарался исполнить долг по отношению к этим девушкам, подражая доброму самарянину, который не прошел мимо раненого собрата.

 - Есть ли у женщин с такой биографией перспектива реабилитации, социальной адаптации? Или клеймо остается навсегда?

 - Ни одна женщина не рождается проституткой. Независимо от условий, при которых она попала в проституцию, степени собственной ответственности и временного срока, она способна стать через покаяние святой нашей Церкви как преподобная Мария Египетская. Такие чудеса покаяния встречал и я.

Напомню вам, что более всех других грехов Господь осудил грех церковного лицемерия, а о блудницах и мытарях сказал, что они первыми войдут в Царствие Божие. С другой стороны, самая достойная сострадания героиня русской художественной литературы, на мой взгляд,  - юная проститутка Сонечка Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Человек - не стеклянный стакан, который не склеишь, если он разобьется.

Интернет-издание "Татьянин день"