.. Макарьевский листок №33 №33. Об исторжении греха из сердца

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ДЕКАБРЬ - 2009

МАКАРЬЕВСКИЙ ЛИСТОК №33

Об исторжении греха из сердца. Сравнение души с садом, а греха с тернием в саду.

Вонмите, о преподобнейшие, о том, как забывает Бог грех человеку. Душа согрешившая подобна тому, как если в каком царском саду, на самой середине дорожки окажется колючее дерево, называемое Паллурий, вроде плюща, весьма колючее и крайне цепкое. Это дерево не красиво, имеет свойство распространяться и испускать множество побегов подобно греху. Когда кто проходит около сего дерева, то оно также цепляется к проходящему как грех; если же взойдет на верхушку дерева – производит весьма большую тень, так что не дает саду видеть лучей солнечных, согреваться ими и давать плоды, в дар царю – чтобы, прияв дар, любоодарил Царь садовника своим царским дарованием.

Спрашиваю я вас, отцы преподобнейшие: если будет у садовника такое колючее дерево в саду, то что тогда можно садовнику принести в дар Царю, чтобы приять от него царскую награду?
Чистое устроение человека есть как бы некое садовное украшение пред Богом, а тело человека – как садовник, (т.е. человек должен достигать телесными подвигами чистого устроения и удерживать тело свое от всякого греха).

Если не получит садовник от сада дохода, плодов садовных, то всуе трудился он за время целого года. Говорим: если убыточествует монах в плоде жизни монашеской и пресветлом покаянии, то всуе труды его целого года.
Поэтому садовник спешит как только появится колючий плющ в саду, тотчас искоренить колючее дерево, чтобы тенью своею оно не мешало саду и не перестал бы от этого сад приносить плодов. Говорим: не лишился бы подвижник  различных дарований.

И начинает садовник искоренять то непотребное дерево, говорим, древо греховное и разделывает то место, на котором находилось колючее дерево. Говорим: начинает человек очищать мысль свою и отделять грех от чувств своих, т.е. отвращать чувства свои от греха; дух свой и расположение свое делает добрым, по сердцу делается человек расположения чистого, доброго.

Начинает же садовник искоренять колючее дерево для того, чтобы сад плодоносил. Начинает с улучшения, т.е. с решимости исправить сад и избавить его от терния. Говорим, начинает с того, что прощает ненавидящих и обидящих его, и уже одно это прощение от всей души и всего сердца есть улучшение для человека.

Потом выкапывает корень дерева, чтобы вырвать его. Говорим: терпит скорби, которые, если хочет кто уничтожить древо греховное, каждый час находят на него.

Обезветвляет дерево; говорим: бегает осуждения. Ибо кто осуждает – себя обессиливает и в три раза большие грехи сотворит – блуд ли, или прелюбодеяние, или воровство, или хулу, или малакию, или другие какие согрешения. Тот, кто другого обвиняет и осуждает за то, что в нем находится какой-либо малый или великий грех, тот есть бес, а не человек (это выражение следует понимать в том смысле, что чрез осуждение человек становится орудием дьявола). Тот чужевер, а не христианин. Ради сего говорю я вам, что избегающий осуждения избегает греха, исторгает древо греховное, искореняет его, кладет в огонь грех свой, сжигает его и грех становится пеплом. Приходит ветер с дождем, разносит его и исчезает он от лица сада, говорим, от расположения человеческого, получает сад покой, видит лучи солнечные, деревья начинают плодоносить и красуется сад плодами.

Видит садовник, что исторглось колючее дерево, что с исторжением его получили отраду плодоносные деревья и забывает садовник о дереве, которое отравляло деревья сада и лишало их плода; говорим: древо греха, которое отравляет душу человека. Итак, забыл садовник о дереве, так как оно исчезло из сада.

Так и Бог забывает грех человеку. Забывает Бог грех, но как забывает и что забывает? – Забывает – с отвращением от греха, от беззакония и всех возделывающих беззакония, но самый содеянный грех, зло и беззаконие не забываются. Ей, прощает, но не забывает. Так должен поступать и человек, подобно садовнику, который вырвал дерево зла для того, чтобы в грядущий год не лишится плода, и начал улучшать сад; выкапывать, говорим – молиться; искоренять, говорим – воздерживаться; расчищать, говорим – подвизаться; искоренять, говорим – нести канон; исповедовать, говорим, - являть делом, т.е. делать дела противные прежним грехам; обносить оградою и деянием обрабатывания своего искореняет древо греховное, плод беззакония из расположения своего; и не видно больше дерева того в саду.

Говорим: обработка себя человеком делает то, что самое расположение его с чувством очищается, не ощущается больше расположения нечистого, но одно лишь чувствуется расположение к чистому, благому: и делается он очищенным, пресветлым и прекраснейшим. Грех такому забывается и покаяние очищает его. Грех изглаждается, и покаяние осиявает рану греховную. Боли греховные забываются, но место поранения не забывается, как и у того, кто ранен был ножом или пулей. Когда же раненое место загниет, то не попечется ли человек о том, чтобы исцелить тяготу раны своей? А если нет, то не достигнет ли гной до сердца?  А если воспаление дойдет до сердца, то не умрет ли он? Если же он позаботится о ране и исцелится, то, спрашиваю я вас, перестанут ли боли? Еще спрашиваю я вас: когда исцелится раненый, говорим, грешник, и обретет здравие свое, говорим, покаяние свое, то прекратятся боли, говорим, помыслы, и затянется поранение раны, говорим, отгородится от греха. Когда затянется рана, не будет ни боли, ни стенания.

Спрашиваю я вас: останется ли все-таки место поранения явственно означенным? И когда увидит знак раны, воспоминает ли он болезни свои или нет? Ей, воспоминает, но не страдает. Воспоминает, но не воздыхает. Воспоминает, но не уязвляется ими.

Но какой труд должен восприять садовник, когда захочет искоренить то колючее дерево, чтобы с корнем вырвать его? Говори: человеку, который хочет отвратить от греха, какой потребен ему труд, пока не исторгнет он грех? Какой предлежит ему подвиг, когда будет он отсекать ветви или побеги греховные. Говорим: злые помыслы?  Какой предлежит ему подвиг, когда будет осуществлять на деле удаление от празднословия? Какой подвиг будет иметь, когда станет исторгать грех содеянный в жизни своей? Ах, и как представить мне вами, преподобнейшие отцы, таковой подвиг? Ей, представлю я вам, но каким образом представлю?  - Представлю вам в пример св. Иакова Персянина. Берите себе пример с его подвига, подвизаясь так и сами по силе вашей. Сей Иаков, яко человек, шествуя путем жизни своей, зацепился платьем за то колючее дерево зла, говорим, - за грех отречения; потом взыскал как бы отцепиться от того злого соизволения на грех, чтобы опять прийти в расположение благое и снова приять благодать Крещения.
Из книги "Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского"
Читайте также: