.. Новости Великий пост Неделя 4 Великого поста.

Неделя 4 Великого поста.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 4 Великого поста.

Мк., 9, 17-31.

Господь наш Иисус Христос пришел в мир, чтобы посеять в душах веру в божественное добро, во всемогущество, в непобедимость и вечность добра. Святитель Николай Сербский писал: «Злые духи обманывали в те времена людей и целые народы, как и сегодня обманывают многих грешников нашептывая о своем всемогуществе, о том, что они – единственные боги и нет другого бога, кроме них, а добрых духов якобы и вообще не существует». Но стоило появиться где-нибудь Господу нашему Иисусу Христу, как они в ужасе бежали от него. И сегодняшнее Евангельское чтение описывает пример того, как человеколюбивый Господь еще раз постарался утвердить веру людей в добро, в победу добра над бесовским злом.

 

Мк.9:17-18. Один из народа сказал в ответ: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли».

Этот человек был немощен в вере. Он и учеников Иисуса оговаривает, как бы все они были неверующие.

Мк.9:19. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

О, род неверный! Иными словами: род, покоряющийся злу и рабски служащий злу. Этот укор Господь обращает ко всем неверным в Израиле.

Святой Евангелист Матфей добавляет: «О, род неверный и развращенный!»(Мф. 17, 17).  Неверие есть следствие, а развращенность – причина. Неверие – дружба с диаволом, а грех, или развращенность – путь, которым доходят до такой дружбы. Развращенность – отпадение от Бога, а неверие – тьма, слабость и ужас, в которые впадает отпавший от Бога человек.

Святитель Иоанн Златоуст объясняет: «Когда же говорит: «доколе буду с вами», показывает опять, что для Него смерть вожделенна и переселение отсюда составляет предмет желания, и что Ему не распинаться тяжело, а жить с ними». Впрочем, Он не останавливается только на укоризне, а подает и исцеление.

Мк.9:20-22. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

Отец отрока, испытав многие средства и не получив желаемого, как к последней надежде приводит его ко Христу. Опыт жизни убедил его, что болезнь ребенка имеет духовные корни. И неуверенная просьба о помощи теперь обращена к Самому Христу.

Если что можешь! Несчастный! Значит, он должен был совсем немного слышать о силе Христовой, раз так говорит Всемогущему. Его слабую веру еще больше ослабило бессилие апостолов, не сумевших ему помочь, а также злобная клевета книжников. Тут проглядывает только бледный луч веры, готовый вот-вот совсем угаснуть.

Сжалься над нами, – обращается ко Христу отец мальчика. Над нами, – говорит он, а не только над отроком. Ибо страдание сына является страданием и для отца, и для всего дома, и для всей родни. Если бы его сын исцелился, это сняло бы камень со многих человеческих душ.

Мк.9:23-24. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

Господь наш Иисус Христос и здесь хочет сразу сотворить как можно больше благого. Благо – возвратить здравие отроку. Но почему бы не сделать и другое доброе дело, утвердив веру в отце отрока? И почему бы одновременно не сотворить и третье благо, показав Свою силу как можно явственнее, дабы люди в Него уверовали? И почему бы не сделать и четвертое, обличив неверие и развращенность людей, их подличанье пред злом, злыми духами и грехом? Благое дело никогда не остается в одиночестве, а влечет за собою и другие добрые дела.

Господь премудро сочетает строгость и снисходительность. Резко обличая неверие, Он говорит в общем, будя веру во всех, но не унижая никого лично. Теперь же, обращаясь лично к просителю, Он разговаривает с ним не строго, а заботливо и снисходительно. Доброта Христова произвела ожидаемое действие. Отец отрока заплакал и воскликнул со слезами: «Верую, Господи! помоги моему неверию». Он покаялся в своем неверии и, в присутствии Божием, вера прибыла в нем стремительно, словно речная вода в половодье.

Мк.9:25. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

Б. И. Гладков писал: «Думаю, что Господь назвал злого духа немым и глухим не потому, что он в действительности был нем и глух, а потому, что, под его влиянием, отрок онемел и оглох». Господь приказывает бесу не только выйти, но больше не возвращаться и впредь не входить в долго мучимого отрока, чтобы Божественный дар отроку был полным и совершенным.

Человек и после избавления может снова навлечь на себя нечистоту. Однажды изгнанный из человека демон может возвратиться и снова войти в человека. Это происходит, когда покаявшийся и Богом помилованный грешник вновь возвращается к своему старому гнусному греху. Тогда и бес возвращается в свой старый дом. И нам необходимо извлечь из этого урок и после Божия помилования не возвращаться к своему прежнему греху, как пес на свою блевотину, и не подвергать себя вновь душепагубной опасности, отверзая двери злому духу и приглашая его войти в нас и властвовать над нами.

Мк.9:26-27. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

Господь попустил бесу разбить отрока, дабы все поняли искушение лукавого и то, что демон мог бы умерщвлять людей, если бы не ограждала их рука Божия.

Мк.9:28-29. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Блаженный Феофилакт Болгарский  говорил: «Ученики боялись, не лишились ли они благодати, данной им от Господа, и не потому ли не могли изгнать беса». Иисус объясняет, что род бесов не изгоняется иначе, как молитвой и постом. Пост и молитва суть два огня живые, попаляющие злых духов. Должно поститься и тому, кто страждет от них, и тому, кто хочет целить. Постом утишаются и уничтожаются все плотские страсти, особенно блуд; молитвою утишаются и уничтожаются страсти души, сердца и ума: злые намерения и злые дела, мстительность, зависть, ненависть, злоба, гордость, славолюбие и прочие.

Постом очищается телесный и душевный сосуд от нечистого содержимого – мирских страстей и похотей; молитвою низводится благодать Духа Святого в освобожденный и очищенный сосуд, а полнота веры состоит в обитании Духа Божия в человеке. Пост усиливает и продлевает молитву, молитва и пост укрепляют веру, вера же передвигает горы, изгоняет бесов и все невозможное делает возможным. Архиепископ Аверкий (Таушев) писал: «Истинной веры не может быть без подвигов молитвы и поста. Истинная вера порождает молитву и пост, которые в свою очередь содействуют еще большему укреплению веры».

Православная Церковь испокон веков подчеркивала значение поста как испытанного лекарства от всех страстей плотских и как грозного оружия на злых духов. Все, уничижающие или не признающие пост, в действительности уничижают и не признают ясное и важное правило, вписанное Господом нашим Иисусом Христом в систему человеческого спасения. Поэтому наши богослужебные песнопения восхваляют молитву и пост. «Постника и молитвенника издали чуют бесы», писал Святитель Феофан Затворник, «и бежат от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно».

Мк.9:30-31. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Зачем Господь после сего чуда говорит ученикам о Своей смерти? Чтобы потом, когда наступит время Его страданий, не смутилось сердце их. Он говорит им это после изумительных чудес, дабы сие предсказание, будучи прямой противоположностью Его великим делам, заслугам, славе и восхищению, с которым Его встречали и провожали, как можно лучше врезалось в память учеников. Впрочем, Господь предсказывает не только страдания и убийство, но и воскресение. То есть в конце концов все-таки будет воскресение, победа, божественная слава и вечная жизнь.


Эта назидательная история может помочь и нам. Все мы входим в жизнь с наследием первородного греха преслушания Богу, и все в большей или меньшей степени подвержены влиянию темной силы. Идя на поводу бесчестных страстей, мы сами себе наносим вред. А что скажем о нашей вере? По временам веруем Богу, но временами отпадаем в суеверие, и даже зловерие приражается к сердцу. Мы уже и в церкви, мы приходим в Таинствах к Самому Христу, но страсти опять и опять искажают течение нашей жизни. Господь указывает на корень всех бед человечества. Неверие и недоверие Промыслу Божию!

Но по слову Спасителя, вере все возможно. Верой же начинается и совершается борьба с греховными страстями. И если медлит Господь прийти нам на помощь, значит, вера наша маловерна, с сомнением и недоверием. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) поучал: «Истинная живая вера порождает молитвенное обращение к Богу; молитва, ограждая от прихотей и самости, дарует всяческое воздержание, которое и проявляется в посте».

Человек без Божией помощи не может стяжать даже веры. Своими силами человек может стяжать только маловерие, то есть веру и в добро, и во зло, или, иначе говоря, сомнение и в добре, и во зле. Но от маловерия до истинной веры – долгий путь. И путь сей человек не может пройти, если его не поддержит десница Божия. Помоги нам, Боже, веровать в Тебя. Помоги нам не веровать во зло. Помоги нам полностью отлепиться от зла и сочетаться Тебе. Боже, избави нас от лукавого, и да будет в нас воля Твоя, да неосужденно отверзем уста наши и восхвалим имя Твое святое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Составил иеромонах Вадим (Чинилкин).