.. Новости Проповеди Неделя 24 по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой, воскрешение дочери Иаира.

Неделя 24 по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой, воскрешение дочери Иаира.

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 24 по Пятидесятнице

О силе веры (исцеление кровоточивой, воскрешение дочери Иаира)

Лк. 8, 41-56

Лк.8:41-42. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

Иаир начальник собрания, или синагоги, где решались церковно-общественные вопросы. Он ни бедный, ни отверженный, но один из первых. Его единственное детище, его милая дочь была при смерти. Как ужасно это было для него. Для человека власть имущего это был двойной удар: во-первых, отцовское горе, а во-вторых, чувство стыда и унижения перед народом, ибо такая страшная потеря считалась Божиим наказанием. В отчаянии он пришел к Иисусу. Бывает, что неизлечимая болезнь и тяжелая скорбь побуждает людей к обращению к Богу. Почему и Давид сказал: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс. 31, 9). Господь многомилостив: Он не отказывает скорбящему отцу из-за несовершенства его веры, но сразу же отправляется помочь ему.

 

 

Лк.8:43-44. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

Народ теснился вокруг Христа; каждый желал быть вблизи Него, чтобы услышать необычные речи и увидеть удивительные дела, кто-то - охваченный духовным голодом, а кто-то из-за любопытства. Среди этой толпы была женщина, которой Закон запрещал быть там. По закону Моисееву, женщина, страдавшая такой болезнью, считалась нечистою, должна была оставаться дома и не смела ни к кому прикасаться (Лев. 15:25–28), но эта несчастная женщина имела такую горячую веру в Господа Иисуса Христа, что решилась тайно прикоснуться к одежде Его, в уверенности, что одно прикосновение даст ей желанное исцеление.

Кровотечение у женщины, даже естественное, есть своего рода бич, укрощающий страсти и приводящий ее к смирению. А постоянное кровотечение, на протяжении целых двенадцати лет, - истинный ад из мук, нечистоты и стыда. Эта женщина на лечение потратила все свое имение, но помощи не было, ибо никем из врачей она не могла быть вылечена, никакие человеческие силы, никакое человеческое знание, никакая добрая воля людей не могли ей помочь. Представьте себе ее ежедневное мытье и переодевание, ее тревогу и ее стыд! Казалось, Бог только для того ее и создал, чтобы она закончила свои дни на земле в тяжкой муке и невыразимом стыде. Так кажется и нам в тяжелой болезни. Но на самом деле Премудрый Творец промышлял о ней, как промышляет Он о всякой Своей твари. Ее болезнь была ко спасению ее души и к великой славе Божией. У этой измученной женщины нет смелости встать перед Христом и попросить о помощи. Разве стыд позволил бы ей сделать это перед столькими людьми? Ее  недуг такого рода, что если бы она при всех о нем сказала, то вызвала бы чувство брезгливости, осуждение, оскорбления и насмешки. Поэтому она и подходит к Господу сзади и прикасается к Его одежде.

«И тотчас течение крови у ней остановилось». Как если кто-нибудь поднесет хворост к огню, то он тотчас загорается, так и жена, принесшая веру Могущему исцелить, тотчас получила исцеление. Она не думала, ни о долговременности болезни, ни об отчаянии врачей, но только веровала, и – спаслась. Женщина прикоснулась не к Его телу, но всего лишь к краю Его одежды, и мгновенно исцелилась от многолетней болезни. Она отдала все свое имение земным лекарям. Врачи взяли ее имение, а здоровья ей не дали. Но вот Господь, безмездный Врач, Который не взял у нее ничего, а дал все, чего она хотела; и все это безотлагательно, без усилий и мучения. Так полн и совершен всякий дар свыше, от Отца светов (Иак.1:17).


Лк.8:45. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Иисус спрашивал: «кто прикоснулся ко Мне» с верой, а не просто так. Ибо как всякий имеет уши, чтобы слышать, и однако ж иной, имея уши, не слышит, так и в сем случае иной прикасается с верой, а иной хотя и приближается, но сердце его отстоит далеко.  Господь, желая показать всем веру женщины, чтобы подражали ей, обнаруживает то, что было сделано тайно. А чтобы ее поступок не выглядел святотатством, женщина сама должна была исповедать, что сотворил ей Бог. Нехорошо, если человек украдкой пользуется святыней, ибо, хотя минутную пользу и получает его тело, душа остается без пользы и часто может из-за этого погибнуть. Всякий дар, нисходящий от Бога, должно принимать с чистотою и благодарностью.

Господь подчеркивает веру женщины, чтобы научить нас живой и действенной вере. Пусть мы люди бедные и больные, лишенные своевременной помощи от людей, но мы должны последовать стопам кровоточивой. И в безвыходном положении найти помощь Всесильного Бога.

Явив исцеляющую веру этой женщины, Господь хочет утвердить в вере унылого Иаира; и показать ему, что не нужно было требовать, чтобы Иисус вошел в его дом и возложил руку на умирающую девицу. Спаситель силен лечить многими способами: Его помощь может прийти через Его одежду так же, как и через Его руку; издалека так же, как и вблизи; с улицы так же, как и в доме. И еще Господь хочет, чтобы люди увидели Его Божественное могущество. Не для похвал Ему - ничтожна была для Него хвала человеческая, но чтобы они знали истину и пользовались ею. А истина в том, что всякое благо, получаемое людьми, сознательно исходит от Самого Бога. Не одежда Христова, без ведения Христа и без Его непосредственной силы, из Него исходящей, дала исцеление кровоточивой. Точно так же сознательна и живая сила Божия, приходящая на помощь верным через мощи святых и иконы. Вера Христова не знает ни магии, ни ворожбы.

Взгляните: многие из этой толпы народа прикасались ко Христу, но не получили той пользы, которую ощутила больная, прикоснувшаяся к Нему с верой и страхом. То же самое, что с этими прикасавшимися к Господу многочисленными людьми, обладателями любопытного ума и окамененного сердца, происходит и сегодня со многими, прикладывающимися к иконам, мощам святых, честному Кресту и святому Евангелию. А с истинно верующими бывает то, что и с получившей исцеление кровоточивой. Кто имеет очи видеть, да видит; и кто имеет уши слышать, да слышит!


Лк.8:46-48. Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

Пророки не имели сил, от них исходящих: они совершали чудеса благодатью Божией. А Иисус, будучи Источником всякого блага и всякой силы, имеет и силы, от Него исходящие.

Женщина, понимая, что не может утаиться, пала пред Ним и открыла перед всеми свою тайну. По понятиям евреев, она совершила преступление тем, что вошла в толпу народа и сделала нечистыми всех тех людей, с которыми, по необходимости, должна была соприкоснуться, а потому в страхе и трепете ожидала осуждения за свой поступок. Женщина затрепетала от страха, стоя лицом к лицу с Тем, Кто знает и самые тайные дела человеческие. Кроме всемогущества Христова, ей открылось и Его всеведение. Ее стыд обратился в страх. Исчез стыд болезни, ибо она выздоровела, и страх заступил место стыда. Видя женщину столь устрашенной, Милостивый Господь утешает ее отеческими словами: "Дерзай, дщерь!" Есть ли на этом свете утешение сладчайшее, чем услышать сии два слова от бессмертного Царя и Владыки? Он ободряет ее, и Он называет ее дочерью! Не бывает ни истинного, ни постоянного дерзновения, пока Сам Господь не ободрит человека. Человек не знает неустрашимости, пока не знает Бога, и не знает утешения и сладости, пока не познает Бога как своего Отца и себя как чадо Божие. Сии два слова ни один человек не услышит духом своим, пока духовно не обновится и не переродится.

Такова была вера этой женщины. Раньше у нее была вера и во врачей, к которым она обращалась, но эта вера ничем ей не помогла. Ибо сама вера не достаточна, если тот, в кого верят, не в силах помочь.

Но среди множества народа, теснившегося вокруг Господа, вероятно были и другие страждущие застарелыми недугами, а поскольку они не касались Его с той верой, с какою прикоснулась она, потому остались неисцеленными. Так бывает и теперь в Христовой Церкви: многие называют себя христианами, участвуют в таинствах Церкви, но поскольку не притекают к Нему с живою верою, то и не получают исцеления и жизни от Него через благодатные средства, какие предлагает им святая Церковь.


Лк.8:49-50. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

Прежде чем начальник синагоги успел застонать от своей отцовской боли, Спаситель предупреждает его словами ободрения: не бойся! Происшедшее никак не меняет дело: полумертвая или мертвая, все равно. Все покоряется силе Божией. А ты только продолжай делать то, что от тебя требуется, то единственное, что ты можешь делать: веруй! Ты сейчас видел на этой женщине, что Богу все возможно; подражай ей, и ты не обманешься.


Лк.8:51. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

Господь позволяет войти с Собой избраннейшим из учеников, как могущим умолчать о чуде, ибо Он не желал, чтобы оно прежде времени было открыто многим. Он берет трех своих учеников, которые позднее станут свидетелями и Его чудесного преображения на Фаворе, и Его душевной борьбы в саду Гефсиманском. Тех, которые в это время были духовно более зрелыми, чем остальные девять: чтобы они сумели вместить и понять глубокие тайны Его силы и Его бытия. Эти трое должны увидеть первое воскрешение из мертвых, сотворенное силою Христовой, и рассказать остальным девяти своим товарищам - чтобы таким образом они научились верить друг другу. Позднее же, при воскрешении сына Наинской вдовы и воскрешении Лазаря, будут присутствовать все ученики. А зачем Он берет с Собой родителей девицы, ясно. Их умершая дочь должна помочь воскрешению их душ.


Лк.8:52-53. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

Христос идет в этот дом горя, в этот дом, где есть подлинное, истинное горе матери, отца, настоящих, подлинных друзей – и общее сострадание, сочувствие других: и мы слышим, как Ему говорят: Зачем Ты пришел? Она умерла!..

Матфей и Марк дополняют эту картину. Тут были и свирельщики, и специально нанятые плакальщицы, по тогдашнему обычаю, существовавшему и у богатых евреев, и у язычников. И смеялись над Ним. Вот- гордость ума без веры! Что не понимают, над тем издеваются. Впрочем, понятно и то, что наемные музыканты и плакальщицы так легко перешли от притворных слез к грубым насмешкам. Здесь  находились так же родственники, друзья и соседи, искренне жалевших о безвременно ушедшей девочке. Но почему Господь говорит народу: она не умерла, но спит, прекрасно зная, что она умерла? Во-первых, чтобы все присутствующие подтвердили, что девица действительно умерла. А они никак не могли подтвердить это лучше, чем смеясь над Ним из-за Его мнимого незнания о смерти больной. Во-вторых, чтобы показать, что смерть с Его приходом на землю потеряла свое жало и свою власть над людьми и стала подобна сну. Смерть не означает исчезновение человека, так же как не означает его исчезновения и сон. Смерть есть переход из одной жизни в другую. И над одной, и над другой жизнью - Единый Владыка.


Лк.8:54-55. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

Господь всех выслал вон, чтобы нас научить не любить тщеславия и ничего не делать напоказ, а так же, чтобы внушить, что имеющий совершить чудо не должен быть в среде многих, но должен находиться в уединении и быть свободным от всяких беспокойств со стороны других.

Дух расстался с телом и отошел туда, куда уходят духи умерших. Своим прикосновением и словами Господь сотворил два чуда: во-первых, исцелил тело; во-вторых, возвратил дух из духовного мира в здоровое тело. Ибо если бы Он не исцелил тела, что пользы было бы девице, когда в нее, больную, вернулся бы ее дух? Она бы ожила только для того, чтобы снова болеть и снова умирать! Такое неполное воскрешение было бы не воскрешением, а мучением. Но Господь не дает неполных даров - лишь полные; и не дает несовершенных - лишь совершенные.  Господь велел дать ей есть, чтобы этим сразу показать, что умершая девица не только ожила, но и выздоровела. Другой евангелист добавляет: И девица тотчас встала и начала ходить - чтобы как можно яснее засвидетельствовать перед всеми, что девица и телом исцелилась.


Лк.8:56. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Этим повелением Господь хочет вразумить счастливых родителей, чтобы они прежде всего возблагодарили Бога. Не нужно теперь бежать и перед толпой кричать о чуде, но важно пасть на колени пред Богом Живым в глубочайшем смирении и Ему Единому излить свою теплую благодарность. Станет известно о чуде сем и само собой, без вас. Не беспокойтесь об этом! В эту священную минуту должны вы прежде всего платить долг Господу Богу, а не любопытству мирскому.


Бог во Христе отверзает щедрую руку Свою для всякого требующего; всякое исполнение благодати Божией чрез Христа непрестанно готово наполнить всякий недостаток, исцелить всякую немощь, очистить всякий грех человеков.  Впрочем евангельская история показывает, что не все, наружно приближавшиеся ко Христу, принимали от Его исполнения. Она представляет нам в одно время множество народа, Его сопровождающее, окружающее, стесняющее; и одну только жену, Ему прикасающуюся так, что сие прикосновение ощутил Он не телом, а Божественною Своею силою.

Если бы нам деятельно известна была вера хотя столь малая, как зерно горчичное, чтo бы мы тогда были? – Мы могли бы преставлять горы. "Аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей, прейди отсюду тамо, и прейдет, и ничто же не возможно будет вам" (Матф. XVII. 20). Если же в той вере, которую некоторые из нас cтоль тщеславно себе приписывают, не находим мы не только возможности действовать чудесными и Божественными силами, но ниже довольной помощи для восстановления рассыпанных и подавленных сил собственной нашей духовной природы; если сия мнимая вера не исцеляет нас ни от духовной слепоты ума, ни от текущего непостоянства сердечных вожделений, ни от двоедушнаго хромания в путях закона и правды, и не спасает от мертвых дел, – то не должно ли признаться нам, что истинная вера, которую небесный Учитель называет верою Божиею, и для нас есть ещё тайна, которой предлежит нам поучаться? И поскольку сия тайна хотя и в нас самих скрывается, но никем не может быть открыта, разве Начальником и Совершителем веры Иисусом: то не должно ли нам непрестанно взывать к Нему с первыми Его учениками: Господи, приложи нам веру (Лук. XVII. 5)?

О, коль близ есть нас Христос повсюду, и наипаче в Церкви своей! Только твари, окружая нас отовсюду и, подобно как в оном приключении евангельском, тесняся между Им и нами, не допускают нас прикоснуться к Нему. Но дерзай, ищущая своего спасения душа! Не уступай сей смятенной толпе, которая сама не знает, куда влечёт тебя. Употребляй все усилия проложить себе прямой путь к вожделенному твоему Спасителю; простирай к Нему то крепкие вопли покаяния, то тихие воздыхания молитвы. Подвизайся, сколько можешь, достигнуть хоть края Его риз: Он не умедлит и в них открыть для тебя ток живоносной силы Своей. Приближайся к Нему преимущественно в сем доме молитвы и таинств, где хотя Он также закрывает Свое присутствие некоторыми наружными видами, но вместе и являет оное торжественнейшим образом. Здесь ежедневно слышатся глаголы Его, которые хотя для чувственных человеков суть чувственные звуки и письмена, но для верующих дух суть и живот суть (Иоан. VI. 63). Здесь тайнодействуется тело Его, коего святое приобщение не только приближает к Нему верующих, но и совершенно с Ним соединяет, по слову Его: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем" (Иоан. VI. 56). Погружайся, верующая душа, всею мыслию и сердцем во глубину сих таинств веры и в них наипаче обретай твоего Спасителя, приступай к Нему, прикасайся Ему, соединяйся с Ним! Дерзай, вера твоя спасет тя. Аминь.

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин)