.. Новости Патриарх При вручении архиерейского жезла Преосвященному Иосифу

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иосифу, епископу Тарусскому

21.08.20

19 августа 2020 года, в праздник Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Иосифа (Королева) во епископа Тарусского, викария Калужской епархии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Иосифа на служение.

Преосвященный епископ Иосиф!

Господь Вседержитель, дивно и славно творящий чудеса (ирмос канона 3-го гласа) и Своим промыслом все премудро устрояющий, ныне соделал тебя преемником апостолов, огнем Божественного Духа предвозжженных. Тебе предстоит совершать епископское служение в Калужской епархии, с которой связаны многие годы твоей жизни, и быть верным помощником митрополита Калужского и Боровского Климента, участвовавшего ныне в твоей хиротонии. Надеюсь, что ваше доброе соработничество и единомыслие будут способствовать дальнейшему развитию всех сторон епархиальной жизни, дабы сей удел Божий стал пажитью живоносной для словесных овец стада Христова.


Сегодня ты внимал словам чинопоследования архиерейской хиротонии и возносимым нами прошениям о том, чтобы сотворил тебя Господь подражателем Ему, истинным пастырем, который, совершив вверенные ему души в настоящей жизни, по кончине предстанет престолу Божию непостыдно и великую мзду приимет, уготованную Спасителем пострадавшим за проповедь Евангелия (чин архиерейской хиротонии). Какие сильные слова в этой молитве, произносимой при совершении епископской хиротонии! Они предупреждают всех нас, но в первую очередь новопоставленного епископа о великой ответственности. Воскрешай их в своей памяти всякий раз, если духовное нечувствие коснется сердца, если расслабленность и леность будут отвлекать внимание от молитвы, если слова богослужений станут восприниматься как нечто привычное, если будет казаться, что крест епископский слишком тяжел и нет сил нести его. Крест действительно тяжел, но у нас есть неисчерпаемый Источник милости и щедрот, Источник живой, бьющий, так что не будет жаждать вовек тот, кто будет от этого источника испивать (см. Ин. 4:14). Но Источник этот — не для избранных только. Он не скрыт за высоким забором или за неприступными оградами, путь к Нему — доступный и простой, Его не охраняют даже херувимы с огненным мечом, и Он никогда не иссякает. Этот Источник — Сам Господь. Каждый день припадай к Нему и покажи дорогу к этому Источнику жаждущим, дабы и они напитались Божественным, сладчайшим и светодейственным питием Христовой любви.


Тяжел епископский крест не только многоразличными заботами и обязанностями, но и испытанием смиренномудрия. Строй богослужения, совершающегося архиерейским чином, особые песнопения, облачение, именование владыкой — все это может стать причиной размышлений о себе как о личности значительной, выдающейся, особенной — не якоже прочии человеки (Лк. 18:11). И недремлющий льстивомудрый враг, который, зря в людях грех, спешится и содействует греху, может соблазнять помыслами о величии, предлагая искушение поставлять себя выше «простых» священников, выше народа и не снисходить до общения с «обычными» людьми. К счастью, не так часто среди современного епископата Церкви нашей встречается такое отношение к людям, но, тем не менее, к горечи моей, есть такие случаи, о которых со слезами пишут и верующие люди, и духовенство. Не поддавайся этим искушениям вражьим, но вспомни действительно великих святых, отвергавших всякую славу и считавших себя хуже всех. Вспомни Предтечу Господня Иоанна, провозгласившего песнь покаяния душам запустевшим и злыми оледеневшим, воззри на Христа, пришедшего взыскать и спасти погибающих (Лк. 19:10). И, взяв яко щит — молитву, и шлем — милостыню, вместо меча — пост, отсекающий от сердца всю злобу (стихиры в неделю сырную на утрене), с ревностью о славе Божией совершай свое служение, не оставайся равнодушным к просьбам обращающихся к тебе людей, будь готов с любовью выслушать их, помочь, утешить и ободрить.


Тяжелый крест архиерейства станет для тебя бременем благим и легким (Мф. 11:30), когда ты вспомнишь, что несешь его не один. У тебя есть Помощник Дивный и Милостивый, Щедрый и Всемогущий. Вонзил Господь гвозди рук Своих в гневливое и всескверное сердце врага рода человеческого и сделал все, чтобы мы могли противиться вражьим козням и наущениям, чтобы, совершая каждый свое служение, знали, что безмерно величие могущества Божия в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф. 1:19).


Неся епископские труды, помни о своей великой ответственности, неустанно занимайся самообразованием и будь строг к своей внутренней жизни. Пусть эта строгость и взыскательность помогут тебе быть терпеливым и милосердным к другим. Чем строже мы относимся к себе, тем добрее мы относимся к другим, — это некая аксиома, правило жизни. Уделяй внимание и совершению добрых дел — тому, что мы на современным языке называем социальным служением Церкви, — а также просветительскому служению, миссионерской работе и особенно работе с молодежью. Статистика показывает, что, к сожалению, молодое поколение менее всего отождествляет себя с Православной Церковью, по сравнению со всеми другими возрастными категориями нашего народа. Им еще нет двадцати, они воспитывались уже в новых условиях, когда огромные соблазны, в том числе воздействующие на физическое естество человека, стали обрушиваться на сознание всех, но в первую очередь на сознание молодежи. В этом смысле мы имеем перед собой не что иное, как проявление могучей темной силы, которая, воздействуя на человеческое естество, особенно на естество молодых людей, возбуждает страсти и мешает увидеть смысл жизни, помрачает способность видеть правильный жизненный путь.


Но я еще раз хочу сказать, как важно творить добрые дела. Социальная работа Церкви — это не дань времени, не дань моде, как некоторые считают, не прихоть кото-то из Священноначалия. Это реальная потребность. Церковь, которая перестает делать добрые дела, перестает быть примером для других людей. Священник, который не делает добрых дел, не может призывать к добрым делам своих прихожан, — тем паче епископ.


Надеюсь, всё сказанное ты давно впитал через чтение святоотеческой литературы, через богословские труды, а также из своего опыта, который был связан, в том числе, с работой в Издательском Совете Русской Православной Церкви, в издательстве Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, в Духовно-просветительском центре «Покров», где готовились к изданию душеспасительные тексты.


Многомилостивый Господь, имеющий непостижимое о нас благоутробие и неистощимый источник божественной благости, да укрепит тебя в предстоящем высоком и ответственном служении. Прими же сей жезл и благослови предстоящих людей, возносивших вместе с нами молитвы о даровании тебе непорочного архиерейства.


Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru