.. Новости Проповеди Неделя 23 по Пятидесятнице

Неделя 23 по Пятидесятнице

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 23 по Пятидесятнице

Лк., 8, 26—39

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Человеком он был без комплексов, одеждой себя не обременял, нагим и выбежал навстречу Господу Иисусу. Бесноватый существует в своем безумии, обнаженный от всего доброго и разумного; не говоря уже о том, что он лишен благодатного. И живет не где-нибудь, а в гробах. В пещерах, куда клали умерших людей, прикосновение к которым означало нечистоту для живых. Обитает бесноватый в гробах, ибо лукавый пытался вложить людям ложную мысль, что души умерших становятся демонами.

 

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что' Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Несчастный настолько во власти темной силы, что его уже почти не существует. Претерпевая нестерпимые мучения от одного только присутствия Христова, бесы умоляли Его не мучить их. "Как тебе имя?" - спрашивает Господь. "Легион" - отвечает этот человек, вернее, бесы уже за него отвечают. Множество бесов вселилось в душу этого человека. Всякий раз, когда человек отступает от Бога, он теряет самого себя, свою личность. И в его жизни непременно действует дьявол, замечает это человек или нет.

Пробовали укротить бесноватого, сковывали железными цепями, но он, с непредставляемой для нас силой, разрывал железные оковы. Бесы просят о том, чтобы не повел им идти в бездну. Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов.

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Но, может быть, кто спросит: для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиное? Он сделал так не потому, чтобы убежден был ими, но по премудрым целям. Во-первых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; во-вторых, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже еще хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастии не удостаивались великого промышления Божьего. Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с одержимыми ими людьми, если бы провидение Божье, и при самом жестоком мучении, не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления. Отсюда ясно, что нет ни одного человека, о котором бы не промышлял Бог. Сверх того, чтобы кто-нибудь происшествия этого не назвал басней, но чтобы совершенно поверил исшествию бесов, для этого оно доказывается погибелью свиней.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился.

Гадаринцам надлежало бы удивиться Христову  могуществу и силе, поклониться Ему и уверовать в Спасителя, но они просили Его удалиться от них. Ибо они боялись, чтобы не потерпеть еще какого-нибудь убытка. Сатане не удалось погубить этого человека, но он уничтожает свиней, что принадлежат людям. Может быть, через это удастся восставить хоть кого-то против Бога? И оказывается, удаётся. Народ Гадаринской окрестности за то, что он потерял своих животных, восстаёт против Бога. Заметим кротость Иисуса Христа. Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, просили Его удалиться, то Он без сопротивления удалился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что' сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Никогда, ни за что, ни на одно мгновение исцеленный человеком не хочет уже расставаться с Господом. Спасенный стал настолько здравомыслящим, что познав силу Господа Иисуса, просил Его, чтобы быть с Ним. Он хочет вместе с Его учениками идти туда, куда идет Господь. Вероятно, человек боялся, что по удалении от Жизнодавца, он снова окажется во власти бесов. Но Господь, показывая ему, что он и не будучи рядом с Ним, но покрываемый Его благодатью, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: "Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог". Господь ему говорит, чтобы человек снова шел в дом свой, с проповедью о том, что Бог совершил для него. Ему страшно подумать, что он снова окажется среди этих свинолюбивых людей. Но, тем не менее, Вседержитель посылает его туда, чтобы он проповедовал о том, как милостив Господь, какие великие чудеса Он совершает там, где, кажется, все совершенно безнадежно. Иисус посылает этого человека в страну, которая только что отвергла Его, с тем, чтобы просветить их светом истины, чтобы, когда придет время, и им даровать спасение. Действительно, великая потеря распространяла слух о случившемся, и событие это занимало их ум. Отовсюду неслись слухи о необыкновенном чуде и от освобожденного от демонов, и от хозяев потопленных свиней, и от пастухов их.

Свиньи для евреев означали нечистоту: выбор бесов пойти в стадо свиное говорит о том, что грех, который мы творим, которому мы даем власть над собой, является нечистотой и осквернением. Люди, уподобляющиеся свиньям, легко уловляются действием бесов, и страждущие от них часто могут побеждать их, если только они люди. Но когда совершенно уподобятся свиньям, тогда не только бывают одержимы бесами, но и низвергаются в бездну.

Есть много людей, по своим нечестивым мыслям и делам, по совершенному отсутствию веры в Бога, легко доступных темным духам. Сердца их служат жилищем бесов. Таким людям ничего не стоит вырезать семью в пять человек, зарезать маленького ребенка; они всю жизнь свою проводят в пьянстве, грабежах, разврате. Это ли не бесноватые? А что скажем мы о себе, о христианах, знающих, что есть злобные духи? Свободны ли мы от одержимости бесовской, от власти темных сил? В ком нет горькой зависти, в ком нет гордости, в ком нет ненависти и злопамятности, раздражения и уныния, в ком нет тысячи других грехов? Каждый из нас во власти тех или иных страстей. Есть, к стыду нашему, даже такие, которые способны на воровство, на блуд, на всякую похоть. Одержимые же недугом корыстолюбия тяготятся старостью отца, даже приятное и вожделенное для всех чадородие почитают тяжким и несносным. Многие из-за этого находят удовольствие в бесплодии, делают естество свое бесплодным, не только умерщвляя родившихся детей, но и не давая им зародиться. Постоянно, каждый день, каждый час проникают бесовские силы в наши сердца.

Почему же люди попадаются на бесовские уловки? Миропонимание человека, его мысли, желания, дела определяются в огромной мере воздействием той общественной среды, которая его окружает. Если здоровый человек будет долгое время находиться возле чахоточного больного и дышать воздухом, насыщенным мельчайшими брызгами мокроты, содержащими туберкулезные бациллы, то, вдыхая этот воздух, он сам заражается. Так и в жизни духовной. Если человек живет, среди соблазнов и развращенности, глупости и пошлости, в обстановке безудержных страстей, то его душа может заразиться скверной. Лукавые бесы стремятся погубить нас, истребить в сердцах наших веру в Господа Иисуса Христа и подчинить своей воле. И если мы делаемся рабами греха, по делам своим, по духу своему подобны свиньям, то перед нами участь этого человека: всю жизнь прожить как оружие зла на земле, в безумии и страдании. Таких людей губят бесы так легко, как погубили стадо свиное в гадаринской стране.

Преподобный Антоний Великий в откровении увидел все сети дьявола распростертыми поверх земли. Увидев их, он воздохнул и сказал: “Горе роду человеческому! Кто возможет освободиться от этих сетей?” На это ему было сказано: “Смиренномудрие спасается от них, и они не могут даже прикоснуться к нему.”

Смотря на событие, которое показано в Евангелии, будем помнить, что Господу всё возможно переменить там, где, кажется, уже нет надежды на исцеление. И нам, отягченным страстями и пороками, необходимо стремиться к чистоте сердца, целомудрию, кротости, терпению, мужеству и смиренномудрию. А крестом и постоянной молитвой и ограждать себя от власти лукавого. И облекшись в одежды благочестия, будем в состоянии слушать и учение мудрости, а, несколько прояснив взор, узрим Само Солнце правды, и получим блага, обещанные Господом, которых все мы да сподобимся быть причастниками благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин)