.. Новости Проповеди Неделя 2 по Пасхе, апостола Фомы

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 2 по Пасхе, апостола Фомы

Ин.,  20, 19-31

Не будь неверующим, но верующим(Ин. 20,27).

В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

Господь Иисус Христос является  вечером для того, чтобы апостолы имели время собраться все вместе. Дом был накрепко затворен и заключен из предосторожности от ненависти иудеев. Приход Спасителя, "когда двери были заперты", красноречиво говорил, что Его воскресению не помешал  и камень лежавший на гробе. Он явился им в кротком виде и успокаивал волновавшие их мысли, сказав:  "мир вам". Этим Он напоминает им сказанное пред страданием:  "мир Мой даю вам"  (Ин. 14:27).

 

Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

Обрадовались ученики, увидя Господа. И об этом Он также предсказывал им пред страданием:  увижусь с вами, и возрадуется сердце ваше  (Ин. 16:22).

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

Ученикам дает "мир" по причине непримиримой брани, которую имели с ними противники Истины. В утешение и ободрение говорит:  "как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас". Вы примите на себя Мое дело; поэтому бодрствуйте и не унывайте, ибо Я буду с вами. Примечай самовластие. Не сказал: Я умолю Отца Моего, и Он пошлет вас, но:  "Я посылаю вас".

Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.  Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Можно сказать и то, что Он дал им некоторую власть и духовную благодать, только не воскрешать мертвых и творить силы, но — прощать грехи. Посему и прибавил:  «Кому простите грехи, тому простятся»,  показывая, что Он дал им именно этот вид духовных дарований — прощение грехов. По вознесении же Его, Сам Дух нисшел и преизобильно подал им и иные дарования.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

Называемый Близнец. Это значение имени — Фома. Ибо, как Кифа значит камень, так и Фома значит близнец.


Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

«Видели Господа», – говорили радостно святые апостолы, которым явился Господь в самый день воскресения Своего. Откуда же такая неверность у одного из ближайших учеников? Великое поистине и неудобоверуемое дело есть воскресение из мертвых: но Фома видел и дочь Иаирову, и сына вдовы, и четверодневного Лазаря; откуда же такая неверность? Разве величайшая скорбь, что не удостоился видеть Господа, возмутила дух его, от которой он впал в такое неверие? Или честолюбие рождало неверие, — хотел и он видеть то, что и другие апостолы видели, да не станет низшим в апостольской благодати и сане? Или ревность к проповедованию возбуждала в нем неверие? Желал видеть и осязать, да проповедь его будет всякого вероятия достойною, и да свидетельствует и проповедует миру, что не только он слышал, но и видел, и осязал Христа воскресшего, и таким образом да утвердит то, чему он явился свидетель. Такое намерение имел апостол. Непохвально неверие, но похвален такой конец неверности. Посему Человеколюбец, испытуяй сердца и утробы, зная святейшее Фомино намерение, особенное попечение приемлет, да уверит его, а с ним и всю вселенную.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

Подумай о человеколюбии Господа, который и ради одной души показывает себя в ранах, приходит и для спасения одного. Для чего Господь является ему не тотчас, но спустя восемь дней? Для того чтобы он, внимая в течение этого времени наставлению соучеников и слыша одно и то же, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время. Господь опять явился апостолам, когда они были все вместе, и Фома находился с ними. Двери были заперты, как и прежде, из опасения иудеев. Апостолы внезапно увидели Господа стоящим посреди их.  «Мир вам», – сказал Он им.

Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Господь Иисус Христос не ожидает пока Фома станет просить Его, но еще прежде, чем тот сказал что-нибудь, исполняет его желание. Он употребил те же самые слова, показывая, что и тогда присутствовал посреди учеников Своих, когда Фома высказывал свое недоверие.

При этом случае справедливо можно придти в недоумение, каким образом тело нетленное оказалось имеющим раны и было осязаемо рукою человеческою? Все это было делом снисхождения. Ибо тело, вошедшее чрез запертые двери, и потому тонкое и легкое, было свободно от всякой грубости. Но чтобы уверить в воскресении, Господь показывает тело Свое имеющим знаки креста и раны. Также, что Он и ел, но вкушает пищу не по нужде для тела. И апостолы очень часто представляли это, как свидетельство воскресения, говоря: «которые с Ним ели и пили» (Деян.10:41). И как до распятия мы видим Его ходящим по волнам, но однако не говорим, что тело Его было другого естества, а не нашего, так и после воскресения, видя на Нем язвы, не станем называть Его тленным, – потому что Он показывал их для ученика.


Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

Кто сначала не верил сделался отличным богословом. Ибо апостол Фома проповедал два естества и одно лицо во едином Христе. Сказав:  "Господь", исповедал человеческое естество; ибо "Господь" употребляется и об людях, например:  "Господин! если ты вынес Его"  (Ин. 20:15). А сказав:  "Бог мой", исповедал божеское существо и таким образом исповедал Одного и Того же Господом и Богом.

Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Сказал это не с тем, чтобы лишить Фому блаженства, но чтобы утешить невидевших. Помянул Господь и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге. Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими (Лк. 1:3). Яснейшее поведание апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока – ума (Евр. 11:27). Жительство по заповедям Господа доставляет нам таинственное явление Господа. Он является духовно внутри сердца, когда ученики Господа – понятия, образовавшиеся и усвоившиеся уму из Евангелия, – соберутся в сердце, заключат его двери, чтоб не проникли туда иудеи – помышления, враждебные Господу, отвергающие всесвятое учение Его.

Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

Не из хвастовства евангелисты говорили о чудесах, но единственно – для пользы. Но почему же они не о всех рассказали? Преимущественно – по их множеству; потом они думали и то, что кто не поверит сказанному, тот не поверит и большему, а кто примет это, тому ничего больше не нужно будет для утверждения в вере. Чудеса до страданий Господь творил пред всеми. Здесь евангелист говорит только о знамениях, бывших после воскресения, почему и замечает: «пред учениками Своими» (Ин.20:30). Как до воскресения нужны были многие чудеса для того, чтобы уверовали, что Христос есть Сын Божий, так по воскресении Он совершал чудеса пред учениками в подтверждение, что Он Сын Человеческий, то есть носит тело, хотя и нетленное и боговиднейшее, и уже не подлежащее законам плотским.

Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Веруя, что Он воскрес и жив, мы приготовляем сами себе жизнь, ибо Он воскрес и жив для нас. А кто думает, что Он мертв, а не воскрес и не жив, тот сам себе присуждает и утверждает смерть и погибель.


Странно нынешнее неверие многих христианству, сияющему лучами яснейшей истины. Объясняет Писание причину этого неверия, говоря: «отолсте серце людей сих» (Мф. 13:15). Оно сделалось плотским, дебелым от плотской жизни; оно сделалось слепым и глухим, оно сделалось мертвым ко всему духовному, к вечному и Божественному. Изучение христианства доказывает со всею определенностью и решительностью истину его. Убеждение, доставляемое правильным изучением христианства, убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, нежели убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами. Так верно это убеждение, что тысячи тысяч человек оставили видимое, чтоб стяжать невидимое, не остановились запечатлеть кровию убеждение, не устрашились лютых казней, которыми безумие и исступление пыталось исторгнуть у них отречение от их убеждений.

Дародавец и богат и щедр бесконечно. Если ощущаем недостаток в Божественных дарованиях, то в этом виновны мы, единственно мы. Отсутствие ощущения благодатных даров производится слабостью нашею в вере; скажу откровеннее: отвержением ее. Отчего мы не имеем веры? Оттого, что не принимали, не хотели принять никакого труда к изучению христианства, к стяжанию веры от слуха (Рим. 10:17), которою доставляется ясное теоретическое познание христианства, к стяжанию веры от дел (Иак. 2:18), доставляющей деятельное познание христианства. От этих двух познаний возводится стяжавший их, возводится Самим Богом как засвидетельствовавший зависевшими от него и возможными ему свидетельствами искренность желания познать Бога, возводится к таинственному, существенному духовному познанию, всегда соединенному с живою верою. «Имеяй заповеди моя, – сказал Господь, –  и соблюдаяй их, той есть любяй мя: а любяй мя возлюблен будет Отцем моим: и аз возлюблю его и явлюся ему сам» (Ин. 14:21).

Более подробное изучение христианства приводит к более определенному убеждению в Божественности его. Самое сильное убеждение является от жительства по евангельским заповедям, как и пророк сказал: «от заповедей Твоих разумех» (Пс. 118:104). Убеждение от исполнения заповедей есть убеждение, действующее в самой душе человека: оно сильнее всякого убеждения извне. Евангельские заповеди успокаивают, оживляют, укрепляют душу. Ощутивший действие их в себе стяжевает живую веру в Господа Иисуса Христа, и выражает она пред Господом залог сердечный определенным и решительным исповеданием: «глаголы живота вечного имаши, и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго  (Ин. 6:68–69). «Принеси перст твой семо, – говорит Спаситель колеблющемуся в вере ученику, ученику, пораженному недоумением пред величием дел Божиих, –  принеси руку твою,... и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:27). Употребим же все меры к тому, чтобы узреть Его чудное лице. Будем всячески стараться о том, чтобы не лишиться такой славы. И в этом нет ничего трудного, если только мы захотим, – ничего тягостного, если будем внимательны: «если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим.2:12). Что же значит: «терпим»? Если будем переносить скорби, гонения, если будем идти тесным путем. Тесный путь сам по себе труден, но от нашей решимости и надежды на будущее делается легким. Если мы всегда будем иметь это в мыслях, то и здешние удовольствия не будут для нас привлекательны, и горести не будут тягостны. Кого мы любим и кто находится не вместе с нами, но вдали от нас, того-то именно мы и представляем себе каждый день. Велика, поистине, сила любви: она устраняет душу от всего и привязывает к любимому предмету. Если мы так возлюбим Христа, то все здешнее тленное и скоропреходящее будет казаться нам тенью и сном. Тогда и мы скажем: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота...?» (Рим.8:35).

Спаситель вразумляет: «Осяжите мя, и видите» (Лк. 24:39); начните действовать по указанию заповедей Моих, осяжите Меня жизнью по воле Моей и увидите Меня, невидимого, увидите духовным ощущением души вашей; каждый таким образом осязающий Меня, удостоверится во Мне и в восторге о обретении Меня воскликнет с возлюбленным Моим апостолом: «Господь Мой и Бог мой» (Ин. 20:28).

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин)