.. Новости Статьи ДОБРОДЕТЕЛЬ РАССУЖДЕНИЯ

ДОБРОДЕТЕЛЬ РАССУЖДЕНИЯ

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ДОБРОДЕТЕЛЬ РАССУЖДЕНИЯ

Часть 1

Василиос Гриллас

«Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса:

что Ты ничего не отвечаешь?

что они против Тебя свидетельствуют?»

(Мк. 14:60-61).

 

Отцы Церкви постоянно подчеркивают необходимость наличия у православного христианина великой добродетели рассуждения. Прежде всего, речь здесь идет о даре, помогающем сохранять жизнь христианина в равновесии [1].

Человек, обладающий этой добродетелью, становится примером для своего ближнего, так как он способен безропотно нести свой крест с терпением и выдержкой. Это дарованное Святым Духом терпение умиротворяет человека в общении с каждым из его ближних. Внушая добродетели, терпение исцеляет.

 

 

Имеющий рассуждение знает, что сказать, когда сказать, с какой целью и сколько [2]. Кроме того, он – истинный знаток молчания [3], которое является следствием переживаемого им Божественного спокойствия. Во многих случаях это молчание свято, если оно следует примеру молчания Христа перед Страстями: «Он молчал и не отвечал ничего» [5]. Становится понятным, что рассуждение, по сути своей, является равновесием между словом и молчанием [6].

 

Рассуждение можно увидеть лишь на примере человека, удостоенного этим благословением от Святого Духа. Он разжигает в ближнем стремление к добродетели, не нагружая слабого непосильной ношей. Это человек скромный, радостный, знающий чувство меры в смехе. Рассуждение можно заметить в его учтивых словах о ближнем, в полном тепла взгляде, в жизнерадостной речи, в любви. В такой атмосфере человек видит истину, изгоняя все следы лжи из своей жизни [7]. Так рождается мир, любовь, надежда, свет, радость и, в особенности, общение с братом и Богом, уходят плоды гордости, которая лишает человеческую жизнь всех даров Святого Духа [8].

 

Отсутствие рассуждения рождает преувеличения, фанатизм, подозрительное молчание, несправедливое осуждение [9], испуганное беспорядочное отступление с пути, ведущего в Царствие Божие, нерешительность, медлительность духа, бесплодную жизнь, становится причиной злопамятности по отношению как к ближнему, так и к Богу [10]. Иными словами, человеческий разум и человеческая природа лишаются благоразумия [11].

 

Духовная жизнь не строится с помощью простых, не требующих труда рецептов. Не существует магических заклинаний для обретения духовности во Христе и согласно Христу. Проблемы в жизни христианина не решаются сразу и без личных жертв. Кроме того, свидетельство и вера во Христа – ничто без Его исповедания. Этому учат Отцы Церкви, на этом пути мы должны стоять, проходя через тяжелую и упорную борьбу совершенствования по примеру Христа. Беспечность несовместима с духовным ростом [12]. Любая попытка построения духовной жизни с помощью рецептов является ничем иным, как эгоцентричным поведением больной человеческой гордости [13].

 

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Богослов Василиос Гриллас

Источник: Πεμπτουσία

 

 

Примечания:

 

[1] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 26 «О рассуждении помыслов, и страстей, и добродетелей». Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогрешительно различает истинно доброе от естественного и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждениях есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть темного в душах других. Или же, рассуждение в общем смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами.

 

[2] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 11 «О многоглаголании и молчании».

 

Многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы.

 

[3] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 11 «О многоглаголании и молчании».

 

Благоразумное молчание есть матерь молитвы, воззвание из мысленного пленения, хранилище Божественного огня, страж помыслов, соглядатай врагов, училище плача, друг слез, делатель памяти о смерти, живописатель вечного мучения, любоиспытатель грядущего Суда, споспешник спасительной печали, враг дерзости, безмолвия супруг, противник любоучительства, причащение разума, творец видений. Неприметное предуспеяние, сокровенное восхождение. Познавший свои прегрешения имеет силу и над языком своим; а многоглаголивый еще не познал себя, как должно. Любитель молчания приближается к Богу, и тайно с Ним беседуя, просвещается от Него. Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие.

 

[4] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 11 «О многоглаголании и молчании».

 

Возлюбивший безмолвие затворил уста свои; а кто любит выходить из келлии, тот бывает изгоним из нее страстию многоглаголания. Познавший благоухания огня, сходящего свыше, бегает многолюдных собраний, как пчела – дыма. Ибо как дым изгоняет пчелу, так и сему нетерпимо многолюдство. Немногие могут удержать воду без плотины; и еще менее таких, которые могут удерживать уста невоздержные.

 

[5] Мк. 14:61.

 

[6] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 8 «О безгневии и кротости».

 

Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров. Гнев есть воспоминание сокровенной ненависти, т.е. памятозлобия.

 

[7] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 12 «О лжи».

 

Железо и камень, соударяясь, производят огонь: многословие же и смехотворство порождают ложь. Ложь есть истребление любви; а клятвопреступление есть отвержение от Бога. Никто из благоразумных не сочтет ложь за малый грех; ибо нет порока, против которого Всесвятой Дух произнес бы столь страшное изречение, как против лжи. Если Бог погубит вся глаголющия лжу (Пс. 5, 7): то что постраждут те, которые сшивают ложь с клятвами? Видал я людей, которые величались ложью и празднословием, и остротами своими, возбуждая смех, истребляли в слушавших плач и сокрушение духа.

 

8 Иоанн Синаит. Лествица, Слово 23 «О безумной гордости».

 

Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

 

[9] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 10 «О злословии и клевете».

 

Злословие есть исчадие ненависти, тонкий недуг; большая сокровенная и таящаяся пиявица, которая высасывает и истребляет кровь любви; лицемерие любви; причина осквернения и отягощения сердца; истребление чистоты.

 

[10] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 9 «О памятозлобии».

 

Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная. Памятозлобие, сия темная и гнусная страсть, есть одна из тех страстей, которые рождаются, а не рождают, или еще и рождают. Мы не намерены много об ней говорить.

 

[11] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 15 «О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами».

 

Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. Целомудр тот, кто и в самом сне не ощущает никакого движения или изменения в том устроении, в котором он пребывает. Целомудр, кто навсегда стяжал совершенную нечувствительность к различию тел. Предел и крайняя степень совершенной и всеблаженной чистоты состоит в том, чтобы в одинаковом устроении пребывать при виде существ одушевленных и бездушных, словесных и бессловесных.

 

[12] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 13 «Об унынии и лености».

 

Уныние есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно.

 

[13] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 23 «О безумной гордости».

 

Гордость есть потеря богатства и трудов. Воззваша и не бе спасаяй, без сомнения потому, что взывали с гордостию; воззваша ко Господу и не услыша их (Пс. 17, 42), без сомнения потому, что не отсекали причин того, против чего молились.

http://www.pravoslavie.ru

 

Часть 2

 

Одним из плодов рассуждения является общение, и для исполненного благодати человека это – очевидный факт. В современном мире остро стоит проблема межличностных отношений. Однако для человека, обладающего рассуждением, этой проблемы не существует, так как в этом человеке нет и следа тщеславия [14]. Его слова однозначны. Уйдя от отношений с людьми, он, тем не менее, глубоко лично относится к каждому своему ближнему, будь то его брат или враг. Имеющий рассуждение знает, что для отношений с ближним, как с образом Божьим, необходимы понимание, близость, подход к каждому. Кроме того, нужны вежливость, взаимодействие, снисходительность. Но конечно, ничто из этого не будет иметь смысла, если в человеке нет духа самопожертвования по отношению к другим [15].

В настоящее время человек, в сущности, пытается самоопределиться в атмосфере противостояния. Человек оказывает давление на своих ближних, ведет себя корыстолюбиво, пытаясь достигнуть своей цели. Таким образом, относясь с корыстью и принуждением к ближним, он теряет человеколюбие [16]. Обладающий рассуждением находится в мире с самим собой и не противодействует, но не потому, что слаб, а потому, что выбрал путь жизни в Боге и осознает, что любое противодействие приведет ближнего в состояние гнева [17] и еще больше отдалит его от совершенствования по образу Христа [18]. Порой рассуждение в человеке приводит человека к такому «громкому» молчанию, что поглощает отголоски греха. Если же оно решается говорить, то всегда начинает со слов: «Господи, помилуй мя грешнаго». Так происходит потому, что рассуждение определяет любовь как важнейшее условие общения [19]. Все крайности уничтожаются добродетелью смирения. Смирения, которому присущи самостоятельность и значительность. Необходимо смирение как жизненное правило, свободное от любых псевдо-условностей, характерных для псевдо-смирения, сбившегося с пути обожения [21]. Всякая крайность сбивает с пути человека, отдаляя его душу от смирения. А без смирения становится невозможным исполнение Божественной воли, поскольку эгоизм человека обожествляет его собственную волю. Таким образом, в человеке теряется любое чистое помышление, которое полностью основывается на Божественной воле, уступая тварности [22].

 

Человек рассуждения освобождается от суровости, поскольку знает, что покаяние, умение прощать, любовь – это дары от Бога, которые превосходят грех безболезненно, непредрассудительно и мирно, обещая человеку благой ответ перед Богом. Таким образом, рассуждение не приносит боль, наказание, не приводит к душевному утомлению, не усугубляя ситуацию. Поистине, рассуждение спасает, не наказывая, ибо все люди являются творениями Божьими [23], которых каждый благочестивый, боголюбивый и сдержанный христианин обязан чтить, как образы Божьи [24].

 

Борьба за обретение добродетелей, эгоцентричная цель личного совершенствования, неупорядоченная духовная жизнь – это самоцель христианина, лишающая его общения как с ближним, так и с Богом. В такой ситуации человек, опирающийся лишь на свои силы, отдаляется от спасительного единения веры, забывая предать свою жизнь в руки Божественного промысла. Рассуждение обличает эти неверные суждения, возвращает человека к общению с Богом, помогая избежать гибельной и бесплодной духовной жизни [25].

 

 

Перевод с новогреческого: интернет-издание “Пемптусия”.

 

Богослов Василиос Гриллас

Источник: Πεμπτουσία

 

Примечания:

 

[14] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 22 «О многообразном тщеславии».

 

Тщеславие, по виду своему, есть изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн. По качеству же оно есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, исчадие неверия, предтеча гордости, потопление в пристани, муравей на гумне, который, хотя и мал, однако расхищает всякий труд и плод. Муравей ждет собрания пшеницы, а тщеславие собрания богатства: ибо тот радуется, что будет красть; а сие, что будет расточать. Дух отчаяния веселится, видя умножение грехов; а дух тщеславия, когда видит умножение добродетелей; ибо дверь первому множество язв, а дверь второму изобилие трудов.

 

[15] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 8 «О безгневии и кротости».

 

Начало блаженного незлобия – сносить бесчестия, хотя с огорчением и болезнию души. Средина – пребывать в оных беспечально. Конец же оного, если только оно имеет конец, – принимать поношения, как похвалы. Да радуется первый; да возмогает второй; блажен о Господе, и да ликует третий. Жалкое зрелище видел я в людях гневливых, бывающее в них от тайного возношения. Ибо разгневавшись, они опять гневались за то, что побеждались гневом. Я удивлялся, видя в них, как падение следовало за падением; и не мог без сострадания видеть, как они сами себе за грех отмщали грехом, и ужасаясь о коварстве бесов, я едва не отчаялся в своей жизни.

 

[16] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 9 «О памятозлобии».

 

Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение; но человек непомнящий зла опередил их. Отпустите мало, и отпустят вам много (Лук. 6, 37). Непамятозлобие есть знак истинного покаяния; а кто содержит в сердце памятозлобие, и думает, что он творит покаяние, тот подобен человеку, которому во сне представляется, что он бежит. Видал я зараженных памятозлобием, которые увещевали других забыть обиды, а потом, устыдившись слов своих, страсть свою оставили. Никто не думай, что сия мрачная страсть маловажна; ибо часто она вкрадывается и в духовных мужей.

 

[17] Иоанн Синаит. Лествица,. Слово 9 «О памятозлобии».

 

Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие. Кто приобрел любовь, тот устранился от вражды; враждующий же собирает себе безвременные труды.

Трапеза любви разоряет ненависть; и дары искренние смягчают душу. Но трапеза без внимания есть матерь дерзости; и чрез окно любви вскакивает чревообъядение.

 

[18] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 8 «О безгневии и кротости».

 

Гнев есть желание зла огорчившему. Вспыльчивость есть безвременное воспаление сердца. Огорчение есть неприятное чувство, гнездящееся в душе. Раздражительность есть удобопреклонное движение нрава и безобразие души.

 

[19] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 22 «О многообразном тщеславии».

 

Когда услышишь, что ближний твой, или друг, укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его. Великое дело отвергнуть от души похвалу человеческую, но большее – отвратить от себя похвалу бесовскую. Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. Приметил я, что бес тщеславия, внушив одному брату помыслы, в то же время открывает их другому, которого подстрекает объявить первому брату, что у него на сердце, и чрез то ублажает его, как прозорливца. Иногда сей нечистый прикасается даже к членам тела, и производит трепет.

 

[20] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 25 «Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве».

 

Смиренномудрие есть дверь Царствия Небесного, и она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью говорит и Сам Спаситель сими словами: и внидет и изыдет (Иоан. 10, 9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы. Если хотим достигнуть добродетели смиренномудрия, да не престанем самих себя испытывать и истязывать; и если в истинном чувстве души будем думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас.

 

[21] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 25 «Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве».

 

Иное дело – сокрушение сердца; другое дело – самопознание; а еще иное – смирение. Сокрушение происходит от грехопадения. Падающий сокрушается, и хотя бездерзновенен, однако с похвальным бесстыдством предстоит на молитве, как разбитый, на жезл надежды опираясь и отгоняя им пса отчаяния. Самопознание есть верное понятие о своем духовном возрасте и неразвлекаемое памятование легчайших своих согрешений. Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить.

 

[22] Иоанн Синаит. Лествица. Слово 15 «О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами».

 

Начало чистоты бывает, когда помысл не слагается с блудными прилогами, и без мечтаний случаются по временам во сне истечения; а средина чистоты, когда от довольства пищи бывают естественные движения, но без мечтаний; конец же чистоты – умерщвление тела (т.е. телесных движений), предваряемое умерщвлением нечистых помыслов.

 

[23] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 1 «Об отречении от жития мирского».

 

Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть бо лицеприятия у Бога (Рим. 2, 11). Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни оной (Бога), и о Творце своем присносущем помышлящее, как о несуществующем.

 

[24] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 1 «Об отречении от жития мирского».

 

Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу. Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро. Воздержник тот, кто посреди искушений, сетей и молвы, всею силою ревнует подражать нравам свободного от всего такого.

 

[25] Иоанн Синаит. Лествица, Слово 25 «Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве».

 

Смиренномудрый всегда гнушается воли своей, как погрешительной, даже и в прошениях своих ко Господу: он с несомненною верою научается должному, и принимает оное, не жительству учителя внимая, но возложив попечение на Бога, Который и чрез ослицу научил Валаама должному. И хотя такой делатель все по воле Божией и делает, и мыслит, и говорит, но никогда не доверяет себе; ибо для смиренного тягость и жало – верить самому себе: как гордому трудно последовать словам и мнению других.

http://www.pravoslavie.ru

Добавить комментарий

Постулат: позиция администрации неприкосновенна.


Защитный код
Обновить