.. Новости Новости Иеромонах Фотий спел казанцем

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ИЕРОМОНАХ ФОТИЙ СПЕЛ КАЗАНЦАМ

30.03.17

Айсылу КАДЫРОВА

Вчера в «Пирамиде» дал сольный концерт иеромонах Фотий - насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, которого многие знают как победителя телепроекта «Голос». Если вначале казалось, что выступление священника прошло бы более удачно на академической сцене, то уже к середине отца Фотия можно было легко представить поющим в караоке-баре: он одинаково невозмутимо исполнял популярные романсы, бардовские песни, хиты из репертуара Пугачевой, шлягер из мюзикла Notre-Dame de Paris...

 

 

ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЗА...

 

Концерт начался ровно в 19.00 с джазовой импровизации пианиста Александра Тевелева. К этому времени еще не все зрители успели занять свои места. Вернее, зрительницы: послушать Фотия собрались в основном женщины пенсионного возраста. Их было очень много, большинство пришли по входным (не гарантирующим места) билетам за одну тысячу рублей.

 

- Добрый вечер, дамы и господа! Мы начинаем большой сольный концерт. На сцене - насельник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, победитель телепроекта «Голос-4» на Первом канале иеромонах Фотий! - торжественно объявила из-за кулис женщина-диктор.

 

Публика зааплодировала. И вышел отец Фотий: в черной рясе, длинные волосы собраны в хвост.

 

- Добрый вечер! Приветствую город Казань, - спокойно и негромко произнес священник. И без улыбки, монотонно продолжил: - Наконец-то до вас я доехал. Были две попытки неудачные: концерт отменялся. И вот сегодня я наконец-то у вас. Мне приятно, конечно, оказаться на этой земле, увидеть достопримечательности города Казани, которые по-своему самобытны, удивительны. Я уже объехал достаточно много городов, и, конечно же, этот город является одним из ярких и останется в моей памяти.

 

Потом он сообщил зрителям, что на концерте прозвучат произведения из телепроекта «Голос», классика, а также песни на итальянском, испанском, французском и английском языках. «В целом это будет камерный вечер с интеллектуальной музыкой, наполненный культурой и лирикой», - пообещал отец Фотий. Он сам объявлял авторов и названия исполняемых произведений. Иногда ему аккомпанировал на рояле пианист Александр Тевелев, а часть композиций сопровождала фонограмма-«минусовка», как в караоке-баре.

 

«Певца» Пушкина на музыку Рубинштейна отец Фотий исполнил под аккомпанемент Тевелева. Этот знаменитый романс («Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца своей печали?..») нежный, периодически дрожащий тенор Фотия выводил неуверенно - казалось, вокалист еще не почувствовал мощи незнакомого микрофона и не в курсе, чего от него можно ожидать.

 

«Монолог» Марка Минкова на стихи Марины Цветаевой («Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали!..») отец Фотий исполнял предельно старательно и беспристрастно - разительный контраст с «первоисточником» - темпераментной Аллой Пугачевой. Стоял столбиком, не жестикулировал. Текст Цветаевой, написанный от лица женщины, конечно же, изменил: вместо «И зелень глаз моих, и нежный голос, и золото волос» пел «...и тихий голос, и седина волос». А строчку «Изменчивой, как дети, в каждой мине, и так недолго злой...» заменил на «Изменчивый, как дети, в каждой мине, я не сроднюсь с бедой».

 

После каждого номера зрители горячо аплодировали иеромонаху. Дарили ему цветы и вручали разных размеров подарочные пакеты. Священник принимал дары с кроткой улыбкой и аккуратно складывал их на специальный столик.

 

Романсы «По дороге в Загорск» и «Как ты меня ждала» не превратили концерт монаха в «театр у микрофона» - отец Фотий по-прежнему вел себя на сцене по-ученически робко, заметно старался петь чисто и легко, но получалось заунывно и пресно.

 

«А теперь прозвучит произведение церковное, к которому я приложил руку. Это псалом 136 «На реках вавилонских» в моей гармонизации», - объявил иеромонах. Зазвучала дивной красоты фонограмма, но слишком громко: раскаты синтезатора глушили отца Фотия, который медленно выводил для многих непонятное: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом...»

 

НАСТОЯЩИЙ БЕЛОГВАРДЕЙСКИЙ

 

К седьмому номеру первого отделения стало отчетливо понятно, что все произведения отец Фотий исполняет одинаково. Одинаково невозмутимо. Его голосу - красивому, чистому и сильному в среднем регистре, неуверенному в верхнем и хрипловатому в нижнем - не хватает полетности и нюансов. Певец эксплуатирует исключительно два приема: поет mezzo-forte (умеренно громко) и (или) forte (громко). При этом текст преподносит вдумчиво, что сближает манеру его исполнения с советско-бардовской.

 

Исполнив «Улетай на крыльях ветра» из оперы Бородина «Князь Игорь», «Розу красную мою» из репертуара Филиппа Киркорова и романс из фильма «Мусорщик», отец Фотий, казалось, свыкся с микрофоном и обрел уверенность. Удачей первого отделения обещал стать хит Игоря Корнелюка «Город, которого нет» из фильма «Бандитский Петербург» («Там для меня горит очаг, как вечный знак забытых истин...»). Увы: певец заметно устал и не вытянул протяжных восклицаний этого шлягера.

 

Неожиданно свежо и бодро прозвучало последнее произведение в первом отделении - Le Temps des Cathedrales из мюзикла «Собор Парижской Богоматери». Чувствовалось, что певцу (язык не поворачивается назвать отца Фотия артистом) по душе французский текст и очень уютно в музыкальном мире композитора Риккардо Коччанте.

 

Второе отделение концерта было короче и прошло намного живее. Отец Фотий исполнял хиты западной эстрады - балладу Фредди Меркьюри Love Of My Life, Maybe I, maybe you группы Scorpions, итальянскую песню Non ti scordar di me... Исполнял без эмоций, но очень старательно. Атмосфера открытого экзамена в музыкальной школе стала ощущаться сильнее, когда священник объявил: «Песня Григория Лепса, моего наставника на проекте «Голос», - «Спокойной ночи, господа!».

 

На эту песню публика отреагировала криками «Браво!» и громом аплодисментов. Когда они затихли, из партера раздался хорошо поставленный мужской голос: «Это настоящий белогвардейский романс, господа!» В зале снова зааплодировали...

 

Лучшей песней концерта, на мой взгляд, стала «Молитва Франсуа Вийона» Булата Окуджавы. Спокойно-повествовательная, она идеально легла на «низкокалорийный» тенор отца Фотия. «Пока земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же ты каждому чего у него нет: умному дай голову, трусливому дай коня, дай счастливому денег и не забудь про меня», - проникновенно и умно пел священник.

 

На этом концерт хорошо бы было закончить. Но отец Фотий решил иначе: затянул итальянскую песню «Скажите, девушки, подружке вашей», которая из уст монаха звучала, мягко говоря, странновато («Очей прелестных огонь я обожаю и на земле иного я счастья не желаю...»). Хорошо, что он пел ее на итальянском.

 

Зрители так долго аплодировали отцу Фотию, что он расщедрился на один бис: исполнил «В горнице моей светло...». Старушки из партера не усидели на своих местах - кинулись к сцене. По окончании песни они стали тянуть к священнику руки, а отец Фотий протягивал им свои - издалека это походило на странный обряд. Все оказалось намного проще: пожилые поклонницы были в курсе, что в конце концерта отец Фотий бесплатно раздает поклонникам фотографии, вот и кинулись к рампе. Образовалась давка. Старушки вежливо просили: «Отец Фотий! По одной в одни руки давайте, пожалуйста!» Те, кому фотография не досталась, не роптали - бормотали: «На все воля Божья, на все воля Божья...»

http://www.evening-kazan.ru