.. Макарьевский листок №7 №7. Совесть

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ОКТЯБРЬ - 2007
 МАКАРЬЕВСКИЙ ЛИСТОК №7 
 
Тропарь Всем святым
(неделя 1-я по Пятитедесятнице), глас 4-й: :

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.
 
Кондак, глас 8:
Яко начатки естества Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики: тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое, Богородицею соблюди, Многомилостиве.
 
Самоотвержение
{mosimage}Господь, заповедавший нам самоотвержение, отречение от мира и ношение креста, дает нам силу исполнять заповедание Его. Решившийся на исполнение этого заповедания и старающийся исполнять его, немедленно усматривает необходимость его. Учение, представлявшееся жестоким при поверхностном и ошибочном взгляде из плотского мудрования, является самым разумным, преисполненным благости: оно воззывает погибших к спасению, убитых - к жизни, погребенных во аде - на небо. Не решающиеся на произвольное отречение от себя и от мира, насильно вынуждаются совершить то и другое. Когда придет неумолимая и неотразимая смерть, тогда они расстаются со всем, к чему были привязаны; самоотвержение простирают до того, что скидают с себя самое тело свое, повергают его, оставляют на земле в снедь червям и тлению.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Т.1.

Многие исполнили заповеди

{mosimage}Не будем думать, что заповедей (Божиих) невозможно исполнить, и ныне многие исполняют их. Если же ты этого не знаешь, то ничего нет удивительного. И Илия думал, что остался только он один, но услышал от Господа: «Яко оставих Себе седмь тысящ мужей» (3 Цар.19,18). Отсюда видно, что и ныне есть много таких, которые ведут жизнь апостольскую, подобно как и тогда - три тысячи и пять тысяч веровавших. Если же мы не верим этому, то не оттого, что нет добродетельных, но оттого, что мы сами слишком мало делаем. Предавшийся пьянству не легко может поверить тому, что есть какой-либо человек, который не пьет даже воды, хотя и это многие монахи исполняют на наших глазах. Похотливый не вдруг поверит, что легко можно сохранять девство; хищник не скоро поверит, что есть такие, которые охотно отдают и свое; так и те люди, которые каждодневно изнуряют себя бесчисленными заботами, нескоро примут учение о том, что можно быть свободным от житейских забот. А что многие исполнили это учение, мы можем доказать примером тех, которые так любомудрствуют и в наше время. Но на первый раз для нас достаточно будет, если вы научитесь не лихоимствовать, почитать добром милостыню и узнаете, что должно уделять от своих имуществ неимущим. Если, возлюбленный, ты исполнишь это, то скоро будешь в состоянии исполнить и то. Итак, прежде оставим ненужную пышность, станем держаться умеренности и все, что думаем получать, научимся приобретать праведными трудами.

Святитель Иоанн Златоуст.
Толкование на святого Матфея евангелиста. Т.1.


Совесть

Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту. Помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое. Это называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые отцы, искапывал Исаак, а филистимляне засыпали (Быт.26). Следуя этому закону, то есть совести, патриархи и все святые прежде написанного закона угодили Богу. Но когда люди через грехопадение закрыли и попрали ее, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее [совесть], чтобы засыпанную эту искру снова возжечь хранением святых Его заповедей. Ныне же в нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем этим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесой, начинает показывать нам вещи темнее.

Преподобный Дорофей. Душеполезные поучения.


Обличитель

Обличителем и обвинителем каждого подсудимого [на Страшном Суде] будет совесть его, внезапно исцеленная от слепоты, от обаяния грехом.


Святитель Игнатий (Брянчанинов). Т.5.

 

 

 
Читайте также: