.. Макарьевский листок №63 №63. О печали по Боге

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ИЮНЬ - 2012

МАКАРЬЕВСКИЙ ЛИСТОК №63

О ПЕЧАЛИ ПО БОГЕ


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нет ни одного человека на земле, кто бы не имел скорби или печали. Но печаль печали рознь. Есть печаль по Боге, а есть печаль от диавола.

По словам апостола Павла «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор. 7, 10). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что тяжелее печали? Но когда эта печаль по Боге, она гораздо лучше мирской радости. Эта радость обращается в ничто, а печаль ведет ко спасительному покаянию».

Чаще всего мы бываем печальны из-за каких-то житейских проблем. Но если мы решимся жить по воле Божией, то нас ничто не должно огорчать, кроме греха. Если что Господь попустит в нашей жизни – значит это нам на пользу.


Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет: « Нам предстоит подвиг – потупить жало едкой печали. Если она при каждом нападении в несчастных случаях будет обладать нашей душой, то всякий раз будет лишать нас способности к Божественному созерцанию. Низринув дух из состояния чистоты, она совершенно расслабляет и угнетает, не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользой заняться священным чтением, не позволяет быть спокойным и кротким с братьями. Во всех обязанностях или в богослужении она делает нетерпеливым и неспособным, погубив всякий спасительный совет и возмутив постоянство  сердца, делает безумным, опьяняя чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Кроме печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец, подобно духу блуда, или сребролюбия или гнева… От печали рождается недовольство, малодушие, раздражительность, отчаяние».

Преподобный Никодим Святогорец  рассуждая на эту тему, говорит следующее: «Грешат те, которые считают добродетелью чрезмерную печаль после греха, не понимая, что это происходит у них от гордости и самомнения, от того, что они слишком много надеются на самих себя и на свои силы. Ибо, думая о себе, что они нечто не малое, они взяли на себя многое, надеясь справиться со всем. Видя же теперь из опыта своего падения, что в них нет никакой силы, они изумляются, как встречающие нечто неожиданное, приходят в смятение и малодушие, ибо видят падшим и простертым на земле тот самый истукан – себя самих, на который возлагали все свои ожидания и надежды. Но этого не бывает со смиренным, который на одного Бога уповает, решительно ничего доброго не ожидая от себя самого (при обилии трудов). Поэтому он, когда впадает в какое бы ни было прегрешение, хотя чувствует тяжесть его и печалится, однако не впадает в смятение и не колеблется недоумениями, ибо знает, что это случилось с ним от его собственного бессилия, опыт которого в падении для него – не неожиданная новость».

Примеры покаяния изложены в Древнем Патерике. Однажды два монаха, будучи побеждены блудной страстью, согрешили с женщинами. После же стали говорить друг другу: что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, впали в нечистоту, и должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню. Так и сделали. Пришли в неё и стали просить отцов, чтобы они назначали им покаяние, предварительно исповедав им свои греховные поступки. Старцы решили оставить их в затворе на один год, и обоим поровну давали хлеб и воду. Когда они исполнили оба эту епитимью и вышли из затвора, отцы увидели одного из них совершенно печальным и бледным, а другого – с веселым и светлым лицом, и подивились этому. Они спросили того монаха, у которого была печаль на лице: «Какими мыслями ты был занят в келии своей?» - «Я думал, - отвечал он, - о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, и от страха «кости мои прильпнули к плоти моей» (Пс.101,6). Спросили они и другого: о чем он размышлял и он ответил: «Я благодарен Богу, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию и я радовался». Тогда старцы сделали вывод: покаяние того и другого равно перед Богом.

В своих творениях о печали по Боге много пишет святитель Тихон Задонский. Он учит: «Печаль по Боге должны иметь все те, кто согрешил перед Господом, но обратился и кается. Печалиться должны, что Бога, Который есть вечная Любовь и Благость, оскорбляли злыми делами. Должны были Его почитать, но бесчестили беззаконной жизнью. Должны были Его более всего любить, но не любили, должны были слушать, но не слушали. Такова истинная печаль по Боге, которую верная душа имеет не из страха мук, следующих за грехи, но из-за того, что она оскорбила Бога. И эта-то печаль есть печаль по Боге, которая «производит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7,10). За эту печаль апостол хвалит коринфян и радуется о ней: «Теперь я радуюсь не потому3, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию, ибо опечалились ради Бога» (92 Кор.7,9). Так опечалился апостол Петр, когда отрекся от Христа «и выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26,75).

«Петр, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - когда отвергся Христа, не страха муки плакал, но потому, что отрекся от Любимого, что было ему горше всякой муки».

По словам святителя Тихона Задонского «полезна печаль и из-за страха геены, чтобы не впасть в неё. Затем и в Святом Писании, как о Вечной Жизни, так и геене сказано нам человеколюбивым Богом, чтобы мы избегали геены, а Вечную Жизнь получили. Имеют истинные христиане, и святые страх Суда божия и геены, но этот страх побеждают верой и молитвой, ибо Христос пришел, чтобы смертью «лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2,14). Но печалятся и сожалеют особенно потому, что из-за немощи плоти не могут угодить воле Божией так, как требует слово Божие. Потому вздыхают и молятся Отцу: «Остави нам долги наша».

«Истинная христианская печаль, - продолжает святитель Тихон, - печаль о том, что христиане имеют высокое и небесное призвание, но не могут жить достойно этого призвания по немощи плоти; что называют Бога Отцом, но не могут так совершенно, как требует долг, любить Его и угодить Ему; получают от Него неизреченное благодеяние и надеются в будущем веке получить их ещё больше, но достойно отблагодарить Его не могут. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс 115,3). Эта печаль им полезна и приятна Богу, ибо «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердце сокрушенного и смиренного ты не презришь, Боже» (Пс. 50,19). Такая печаль нужна всякому христианину, ибо такой печалью избавляется и обновляется растленное естество».

У верующих и неверующих часто бывает разная печаль. Верующие печалятся о горнем, а неверующие, поскольку не помнят о небесном, печалятся о земном. Неверующие печалятся, когда у них что-то неблагополучно в семьях, на работе, когда у них не хватает денег, когда их обходят вниманием или славой, когда их забывают чествовать. Мы же, верующие люди, не должны печалиться что нас кто-то не любит или не почитает, этого нам не нужно, нужно, чтобы мы сами всех любили и всех почитали. У нас одна должна быть направленность – это небо, это Бог. Мы должны думать только о Нем, и к нему стремиться день и ночь. Жажда Бога и искание Его всегда похвальны.

«Великая милость для человека, - по словам преподобного Ефрема Сирина, - что он познаёт Бога и Бог приближается ко всякому, по мере человеческих сил. А между тем известно, что по немощи нашей мы не в состоянии приблизиться знанием своим к святилищу Божества. Благословен Он и за то, что грешники смеют приближаться к Нему и восхвалять Его».

Если мы, дорогие братья и сестры, будем иметь печаль по Боге, то никогда не впадем в отчаяние, будем всегда прибегать к Нему, зная, что Он благ и милосерден. Он прекрасно знает наши немощи и старается всем нам помочь в борьбе со страстями, с ветхой нашей природой, и облечься в новую одежду нетления. Но есть одно замечание у преподобного Нила Сорского. Он говорит: «Бог терпит все немощи человека, всегда же ропщущего не потерпит, даже и накажет его». Нам нужно иметь скорбь полезную, скорбь о грехах наших, с доброю надеждою на милосердие Божие через покаяние, зная, что нет греха, который бы победил человеколюбия Божие, что оно всё прощает кающимся и молящимся. Эта-то скорбь для человека растворена радостью, делает его усердным ко всякому добру и терпеливым во всех злоключениях.

Противоположную сей печали скорбь, приносимую нам диаволом, нужно со всем тщанием изгонять из сердца и упразднять, как и прочие злые страсти, молитвою, чтением, общением и душеполезными беседами с благочестивыми людьми. Ибо скорбь, которая не «по Боге, причина всего зла; и если продолжится в нас, обратится в отчаяние, сделает душу пустой и унылой, слабой, нерадивой и ленивой к молитве и чтению».

Будем, дорогие братья и сестры, достойно переносить все испытания, благодарить Бога за все, что с нами случается и верить в Него, как в нашего Благодетеля и Спасителя. Аминь.