.. Новости Великий пост Неделя 2 Великого поста

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 2 Великого поста

Мк. 2, 1-12


Царство Небесное силою берется,
и употребляющие усилие восхищают его
(Мф. 11,12).


«Скучен день до вечера, коли делать нечего», – говорят неглупые люди. Такую простую истину некоторым сложно понять. Предаваясь праздности несчастные люди не знают чем себя занять, развлечения сменяют одно другое, но пустоты в душе они заполнить не в состоянии. Праздность не редко бывает причиною пороков; давая волю своим страстям, неразумные порабощаются ими и погибают. В дни Великого поста мы молимся: «Господи дух праздности, уныния не даждь ми». Церковь призывает своих чад усугубить труды во время поста, и приводит нам в пример, в евангельском чтении, четырех добрых людей потрудившихся для исцеления своего друга.


Через несколько дней опять пришел Иисус в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Четверо, несшие расслабленного, тщетно пытались протолкнуться ко Господу через многолюдную толпу. Но это их не остановило, они поднялись на кровлю, раскрыли ее и спустили своего больного друга к ногам Целителя.
Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
Прозорливые очи проникали до самых сердечных глубин и видели великую веру их. Но вера этих тружеников была очевидна и для обычных людей, по тем трудам и стараниям, которые они приложили , чтобы доставить больного к Врачу.
Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?
Для Господа нет ничего тайного и как Он видел веру одних, так видел и лукавство других, которых мягко укорил: «Для чего так помышляете в сердцах ваших?»
Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Господь посредством явного утверждает сокровенное и посредством легчайшего труднейшее, то есть через исцеление тела удостоверяет в том, что Он исцелил и душу,  хотя это казалось им иначе. Христос говорит расслабленному: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой», чтобы уверить в действительности чуда, что оно было не мечтательное и призрачное, а вместе показать, что Он болящего не только исцелил, но и наполнил силой.
Господь прощает человеку грехи и делает здоровой его душу, а потом возвращает здравие и парализованному телу. О, как целительно, и чудно присутствие Господа Живаго! Но нужно прийти и встать перед Ним. Иногда Господь Сам приходит и открывает людям Свое благодатное присутствие, как пришел Он в Вифанию к Марфе и Марии; или неожиданно явился апостолу Павлу на дороге в Дамаск. Но обычно Он предоставляет возможность человеку самому потрудиться, да окажется он в присутствии Божием. Каким должен быть наш труд по открытию присутствия Божия, показывает нам пример четырех самоотверженных людей. Их напористость схожа с настойчивостью приточной вдовы, докучавшей неправедному судье просьбой защитить ее от соперника(см.: Лк. 18, 1-5). «Господь требует от верных Своих, чтобы они приложили все возможные усилия, вложили весь труд, чтобы они делали, доколе есть свет, чтобы молились непрестанно, просили, искали, стучали, постились, творили бесчисленные дела милосердия, - и все сие с тою целью, да отверзется им Царство Небесное, то есть великое, страшное и животворящее присутствие Божие», – писал святитель Николай Сербский.
Хотя с другой стороны, не следует льстить себе, что одними своими усилиями человек может прийти в присутствие Бога. Не стоит забывать, что от Божией милости зависит будем ли мы допущены к Нему.
Скучать людям заботящимся о спасении не приходиться. В дни Великого поста мы коленопреклоненно молимся: «Господи, дух праздности, уныния не даждь ми». Мы просим Бога, чтобы не предаться нам праздности и нерадению, и тем самым, не остаться в плену лукавых и мерзких страстей. Напротив, внимая голосу совести и зову Церкви, положим начало благое, отрясем пыль лености с себя и начнем трудиться во славу Божию и спасения своих бессмертных душ.

 

Иеромонах Вадим (Чинилкин)