.. Новости Великий пост Вход Господень в Иерусалим

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Вход Господень в Иерусалим

 

И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем” (Лук. 19:41). Заплакал Господь наш Иисус Христос о народе, непознавшем или притворившемся непознавшим своего Мессию. Слезы Его красноречиво говорят, что над иудейским народом истощены все средства к его исправлению.

 

Закончилась святая Четыредесятница и в эти оставшиеся дни Великого поста мы особо вспоминаем последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. Сегодня мы торжественно отмечаем двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим. Его так же называют Вербным воскресением, многие в этот день приходят в храм, чтобы освятить в нем вербы.

 

 

«Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!»(Ин. 12, 12)

 

Часто и прежде Иисус Христос приходил во Иерусалим, но никогда не приходил с такою славою. Почему же? Святитель Иоанн Златоуст отвечает: «Потому что тогда было еще начало строительства Его и сам Он не был столько известен; притом и время страданий еще не было близко. Поэтому он и жил, не отличаясь ничем от прочих, и по большей части скрывал Себя; иначе Его явление не было бы столь удивительно, а только бы возбудило в иудеях больший гнев. Когда же Он показал уже много опытов Своей силы, и крест был уже при дверях, тогда прославляет Себя решительнее и с большею торжественностью делает все, что могло воспламенить их.»

 

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их»(Мф. 21, 1-3).

 

Гора Елеонская, или Масличная находится к востоку от Иерусалима, а называлась так по множеству росших на ней масличных деревьев ("елеа" – маслина). Подойдя к горе Господь посылает двух Своих учеников в ближайшее селение за ослицей и молодым ослом. В Палестине было мало коней, и их использовали почти исключительно для войны. Для домашней работе употреблялись ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда знаком войны, сесть же осла - эмблемой мира. И цари, и вожди народные в мирное время ездили на этих животных. Таким образом, вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим на осле был символом мира. Замечательно, что хозяева осла и ослицы сразу же отдали своих животных, когда узнали Кому они нужны.

 

Когда ученики «Привели ослицу и молодого осла», то «положили на них одежды свои, и Он сел поверх их»( Мф. 21,7). Не в колеснице, запряженной конями, въезжает Господь в столицу Иудейского царства, а на молодом осле, покрытом, вместо златотканных попон, одеждами Своих бедных апостолов. "Многие же подстилали одежды свои по дороге", следуя примеру учеников, "другие же", не имея верхних одежд, по бедности, "резали ветви с дерев и подстилали по дороге"(Мк. 11, 8), чтобы сделать путь мягким и удобным для осленка и таким образом послужить и воздать честь Сидящему на нем Христу.

 

Господь Иисус Христос исполнил здесь двоякое пророчество - пророчество дел, и пророчество слов: пророчество дел, когда воссел на осла; пророчество слов - Захарии пророка, который сказал, что Царь будет сидеть на молодом осле. Воссев на осла, Он исполнил это пророчество и, в то же время прообразуя Своими действиями будущее, дал другое пророчество. Каким же образом? Он предвозвестил призвание нечистых язычников, - что Он в них почиет, что они приидут к Нему и за Ним последуют. Таким образом пророчество следовало за пророчеством. Впрочем Христос не по этой только причине благоволил воссесть на осла, но и для того, чтобы подать нам правило жизни. Он не только исполнял пророчества и насаждал учение истины, но чрез это самое исправлял и нашу жизнь, везде поставляя нам за правило удовлетворять только крайним нуждам. (Златоуст)

 

А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!»(Лк. 19, 37-38) «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо»(Ин. 12, 12-13, 17-18).

 

Господь Иисус Христос приблизился к перевалу, откуда начинался спуск и вот, когда взорам предстал Иерусалим во всей своей красе, произошел особенный взрыв народного восторга. Уверенные в том, что ожидаемое избавление от римского ига настало, что Сын Давидов объявит Себя Царем Израилевым и освободит их от оккупантов, иудеи восторженно кричали: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Архиепископ Аверкий (Таушев) писал: "Осанна" в буквальном переводе с древне-еврейского языка значит: "Спаси же", "даруй спасение". Это восклицание употреблялось, как выражение радости и благословения на подобие нынешнего: "Да здравствует".

 

«И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего»(Лк. 19, 41-44).

 

Удивительно, при общем восторге и радости, Спаситель плачет. Господь заплакал о городе, о скорой его погибели. В 70 году Римляне, начиная осаду Иерусалима, устроили свой лагерь как раз на том самом месте на горе Елеонской, где находился в это время Господь Иисус Христос, и самая осада началась тоже незадолго до Пасхи. "О если бы" "разумел и ты" (как разумею Я) "в день сей твой" (или в день посещения твоего, как сказано ниже), "что служит ко спасению твоему". "Ныне же сокрыся от очию твоею", ты упорно закрываешь глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать, что, отвергая Меня, ты устраиваешь свою погибель. "Не разумел еси времени посещения твоего", того времени, когда милостив был к тебе Бог и призывал тебя ко спасению через посланного к тебе Мессию, которого ты отверг, вместо того, чтобы послушать Его. Бог есть источник жизни и всякий удаляющийся от Него, тем самым удаляется от жизни. И нечего обижаться на Жизнодавца, если сам вычеркнул Его из своей жизни.

 

И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто Сей?» Народ же говорил: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского»(Мр. 21, 10-11). «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью»(Мр. 11, 11).

 

Торжественный вход Господа в Иерусалим привел в движение всех находившихся в то время в городе. Палестинские евреи несомненно знали, что это идет Иисус, но чужестранцы, в том числе и евреи Египта и Вавилона, могли и не знать, потому с удивлением спрашивали: «Кто Сей?» Им же отвечали: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.» Спаситель вошел в Иерусалимский храм, но «время уже было позднее», и Он «вышел в Вифанию с двенадцатью.»

 

Мессианский вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим является предварением грядущего Его воцарения. Но с радостью или с воздыханием встретим мы Его Второе страшное пришествие зависит от нас.

 

Когда Господь, как царь, торжественно входил в Иерусалим кто тогда не воскицал: «Осанна Сыну Давидову!» Но через считанные дни тот же народ, тем же языком вопил: «Распни, распни Его!» Удивительное превращение! Но что здесь необычайного? Не подобно ли этим несчастным людям и мы поступаем, когда причастившись святых Тела и Крови Христовых, не успев выйти из Церкви- забываем Божию милость к нам грешным, и по-прежнему предаемся делам самоугодия, и распинаем сами в себе Господа и Христа своего. Как злобные иудеи, восстают на Иисуса наши страсти. Находится и другой Каиафа-- потемневший разум наш, который утверждает, что лучше умертвить Христа, чем покарать столько страстей, столько греховных удовольствий. А совесть, как малодушный Пилат, не мучит своими угрызениями.

 

Не стоит доверять ни плоти, ни миру, ни дьяволу, а надо верить Богу, пока еще ходим во свете. И пусть Спаситель, смотря на нас, не плачет о нашей погибели. И пусть вербы, с которыми мы приходили на праздник, будут напоминать нам о Воскресении всех людей, и нас с вами, о том, что вся наша жизнь должна быть устремлена к Жизнеподателю Богу.

 

Иеромонах Вадим (Чинилкин)