.. Макарьевский листок №44 №44. Святой мученик Иаков Персянин

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

НОЯБРЬ - 2010

МАКАРЬЕВСКИЙ ЛИСТОК №44

Страдание святого мученика Иакова Персянина

Память 27 ноября

Святой мученик Иаков родил­ся в Персии, от христианских родителей, которые воспитали его в благо­честии. Женив­шись на христианке, он жил в богатстве и почёте, так как пользовал­ся любо­вью Персидского царя Издигерда и преемника его Варахрана1), который сделал его управителем своего дворца. Облагодетель­ствован­ный Персидскими царями, он прельстил­ся земными почестями, отпал от христианской веры и, вместе с царем, принес идолам жертву и поклонил­ся им, Узнав об этом, мать и жена его послали ему письмо, в котором обращались к нему с такими словами:

– Несчастный, зачем ты из-за человеческой славы оставил Бога, Царя Небесного? Угождая царю времен­ному, ты сделал­ся чужд жизни бессмертной. Служа тлен­ному, ты отвратил­ся от нетлен­ного. Истине предпочел ложь, так как оставив веру Христову, впал в прелесть диаволь­скую. Повинуясь царю смертному, ты презрел Судию живых и мертвых и, добиваясь любви человеческой, сделал­ся недостойным любви Божией и лишил­ся небесных благ. Мы плачем и рыдаем о тебе, так как, быв прежде сыном света, ты сделал­ся теперь сыном тьмы и геен­ны. Знай же, если ты не отвратишься от диаволь­ской прелести, то не будешь иметь общения с нами, ибо мы не хотим и видеть тебя идолопоклон­ником. И мы молим тебя со слезами: обратись ко Христу, дабы избегнуть тебе гнева Божия. Исполни же просьбу нашу скорее и не медли, иначе будет поздно. И когда гнев Божий постигнет тебя вместе с царем и его друзьями, тогда не будет возврата, и ты восплачешься горько, видя себя в геен­не огнен­ной.

Это письмо от матери и жены Иакова была подано ему в то время, когда он находил­ся вместе с царем за городом. Прочитав письмо, Иаков умилил­ся и подумал:

– Если даже моя мать и жена отрекают­ся от меня за то, что я отвергся Христа и не хотят видеть меня, – то что же станет со мною, в будущем веке, когда Бог придет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его?

 


И опять прочитав письмо со вниманием, он горько заплакал и стал каяться в грехе своем. Потом он сказал себе:

– Вот что я сделаю, чтобы не погибнуть совсем. Буду неотступно стучать у дверей мило­сердия Божия, пока они не отворят­ся мне. И я верю, что они отворят­ся, потому что Бог благо­утробен и милостив: Он не хочет смерти грешника, но «чтобы грешник обратил­ся от пути своего и жив был» (Иез.33:11).

Когда он с горьким плачем говорил такие слова, некоторые из язычников, увидев, что он христианин, пошли и возвестили о том царю Варахрану. Царь призвал Иакова и сказал ему:

– Говори нам всю правду, – ты назарянин?

Иаков ответил:

– Да, я назарянин.

– Итак ты волхв? – снова спросил царь.

– Нет, я не волхв, – сказал на это Иаков, – но христианин.

Тогда царь сказал:

– Неблагодарный! не получил ли ты от меня и отца моего многих даров и не пользовал­ся ли почетом у нас?

Иаков ответил:

– Где теперь отец твой? Телом он в гробе истлевает, а душа его ввержена во ад.

– Для праведных, – отвечал святой, – смерть – успокоение, а вам, неверным, и грешным, начало мук вечных.

Тогда царь призвал советников и друзей сво­их и начал совещаться с ними о том, каким мукам предать Иакова. На устрашение других Персов, чтобы и они, подобно Иакову, не отлучились от своей веры, он измыслил для святого такую казнь: повелел, чтобы каждый член его тела был урезан и раздроблен по отдель­ности. И вот палачи, по повелению царя, схватили Иакова и повели его на место казни, чтобы раздробить его на части по числу членов тела его. Вслед за святым Иаковом отправились на место казни и многие знав­шие его, среди которых не мало было во­инов и сановников; все они пошли затем, чтобы посмотреть на мучения святого.

Пришедши на место казни, снятой упросил сво­их палачей помедлить немного и дать ему возможность помолиться. Затем возведши очи к небу, он начал так молиться.

– Господи Боже мой! услышь меня, раба Твоего, призри с высоты небесной и дай мне крепость и силу в час сей, чтобы мне перенести предстоящие мучения и своею кровью искупить согрешение мое, ибо я отвергся от Тебя, Творца и Владыки моего. Ныне я скорблю о сем и, обращаюсь к Тебе, Богу моему, исповедуя имя Твое святое, и полагаю за Тебя душу мою. Ты же, Господи, пошли мне помощь Свою в страданиях мо­их, чтобы видели силу Твою враги мои и постыдились«потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня» (Пс.85:17).

Когда святой так молил­ся, приступили к нему палачи и, обнажив­ши его, растянули у него руки и ноги, говоря:

– Что ты будешь делать теперь, Иаков? нет тебе пощады, твое тело велено разор­вать на части: пальцы рук и ног тво­их и всё тело твое от шеи до пяток мы должны резать, после же всего отсечем мы и голову. Подумай, что для тебя лучше, – покориться царской воле и быть невредимым и здоровым, или умереть среди жестоких мук?

Тоже с плачем говорили ему и некоторые из его друзей:

– Зачем бесцель­но губишь свою душу? пожалей себя, и не губи своей юности, исполни волю царскую, поклонись богам нашим, чтобы остаться живым; своему же Богу, если хочешь, служи втайне.

Слыша такие речи, про­износимые со многим плачем, святой отверз уста свои и сказал:

– Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и детях ваших. Я в вечный покой иду, вы же все пойдете в муку вечную. Раздробляя мне члены, вы тем самым уготовляете мне неизречен­ное блажен­ство на небе, а себе – ужасные мучения во аде, где будете гореть в неугасаемом огне, вместе с бесами, которым теперь поклоняетесь.

При этих словах святого, один из приставников царских начал бить спекуляторов2), говоря:

– Что сто­ите, глядя на него? Начинайте делать, что вам приказано.

И тотчас же один из палачей, взявшись за руку святого, отрезал у него большой палец руки. Блажен­ный же, – обратив взор на небо, про­изнес:

– Помощь и надежда моя, Господи Боже! Ты отгоняешь единым Божест­вен­ным перстом Сво­им бесов, прими же, – как ветвь от древа, сей перст мой, урезан­ный силою бесовскою, и будь милостив ко мне грешному; ибо и от виноградной лозы отрезывают­ся ветви, чтобы лоза больше зеленела и росла и приносила бы много плода.

Тогда приставник царский, жалея святого, сказал ему:

– Пощади себя, Иаков, и послушайся царского повеления, поклонись нашим богам. Ты видишь, мы все жалеем тебя. А об отрезан­ном пальце не скорби: врачи тебя вылечат. Только не губи больше своего здоровья и красоты своей.

Блажен­ный отвечал ему:

– Разве ты не знаешь, что если обрежут ветви виноградной лозы, то она, когда солнце начнет греть ее, прозябает в урезан­ных местах и потом начинает про­израстать и приносить плоды? Так бывает и с верными сынами Божиими. Насажден­ные в вертограде Божием и привитые к истин­ной Лозе – Господу Иисусу, Который сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Ин.15:5).

Они обрезывают­ся чрез времен­ную смерть и воскресают в грядущем веке, где зеленеют и украшают­ся нетлен­ною славою и получают плоды вечного воздаяния.

Как только святой кончил свою речь, палач опять подошел к нему и отрезал ему второй палец. Но святой, терпеливо перенося мучения, воскликнул:

– Прими, Господи, и вторую ветвь от Твоего сада, который насадила десница Твоя.

Лицо его было светло и исполнено радости, как будто он испытывал не великие мучения, а высочайшее наслаждение. Тогда ему отрезали и третий палец, но он продолжал воспе­вать Триединого Бога.

– Освобожден­ный от трех искушений (т.е. похоти плот­ской, похоти очес и гордости житейской), я славословлю Отца и Сына и Святого Духа, и с тремя, спасен­ными от огня отроками исповедую Тебя, Господи, и вместе с ликом мучеников воспеваю имя Твое, Христе.

Когда отрезали ему четвертый палец, он воскликнул:

– Принявший хваление от четырех животных, приими в жертву Себе и страдание моего четвертого пальца, урезан­ного за исповедание Твоего Святого имени.

После того, как отрезали Иакову пятый палец, он громко возгласил:

– Наступает веселие для меня, как на браке Божест­вен­ного Жениха для пяти мудрых, дев3). Тогда мучив­шие его, прежде, чем урезать ему пальцы левой руки, начали увеще­вать его:

– Иаков, пощади теперь свою душу, не губи себя, но исполни царскую волю, и тогда ты будешь цел; не лучше ли тебе остаться невредимым и жить, нежели испыты­вать такие муки и умереть? О повреждении же руки не печалься, потому что многие живут в мире с одною только рукою, и всё же пользуют­ся великими богатствами и почестями и наслаждают­ся благополучием и всякими благами.

Святой ответил на это:

– Когда пастухи стригут овец, то, остригши правую сторону, разве оставляют не отрезан­ной левую? Я – овца стада Христова, в ваши руки предав­шая себя ради Моего Господа, чтобы вы отсекли члены мои, как обстригает­ся шерсть, – и когда моя правая рука отсечена, неужели левую я пощажу? Нет, не пощажу и всех мо­их членов и всего моего тлен­ного тела для того, чтобы облечься в нетление.

Потом, устремив свои очи к небу, святой воскликнул:

– Я мал и худороден перед Тобою, Господи! Ты, великий Бог, умалил Себя, облекшись в человеческий образ, и претерпел за нас распятие и заколение; и я, Владыка мой, не могу подражать Тво­им страданиям, но, однако я предаю себя на мучения и смерть, чтобы Ты, при всеобщем воскресении, восстановил меня к жизни целым и невредимым.

Когда святой окончил свою речь, мучители опять приступили к нему и отрезали ему первый палец левой руки.

Он же сказал:

– Прехвальный Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня и шестой палец принести в жертву Тебе, простершему на Кресте пречистые руки Свои в шестой день и час4).

Затем отрезали святому седьмой палец, и тогда он воскликнул:

– Прежде, в течение каждого из семи дней недели, уста мои, вместе с пророком Давидом, восхваляли Тебя за Твои праведные судьбы, сегодня же прославляю мило­сердие Твое отрезан­ными, за исповедание Тебя, семью пальцами.

И отрезали Иакову восьмой палец; он же воззвал к Богу:

– Господи! Ты Сам по закону принял обрезание в восьмой день, я же переношу урезывание восьми пальцев, чтобы, удалив­шись от беззакон­ных людей, соединиться с Тобой, Спасителем мо­им, и, совлекшись тела, увидеть Твое Пречистое Лицо, Которое желает видеть душа моя так же сильно, как сильно жаждущий олень стремит­ся к водным источникам (ср. Пс.41:2).

После сего отрезали святому девятый палец; тогда святой воскликнул:

– Христос мой, Ты в девятый час предал на кресте в руки Отца Своего Дух Твой, а я после лишения девятого пальца, среди страданий, приношу Тебе благодарение за то, что Ты удосто­ил меня быть распростертым для урезывания членов мо­их за имя Твое святое.

Когда отрезали Иакову десятый палец, то он, восхваляя Господа, громко возгласил:

– На десятиструн­ном псалтири воспеваю Тебя, Боже, и благодарю Тебя, помогшего мне претерпеть за десять заповедей Твоего Завета, написан­ного на двух скрижалях, урезывание пальцев обеих мо­их рук.

Тогда некоторые из присутствовав­ших, царских вельмож и друзей святого, горько рыдая, начали увеще­вать его:

– Наш любезный друг, умоля­ем тебя, послушай нас и исполни царскую волю, чтобы не умереть тебе среди жестоких мучений. О пальцах же сво­их не печалься, потому что искусные врачи могут вылечить тебя, только ты сам себя пощади, чтобы не лишиться благ настоящего мира, исполнен­ного радостей и наслаждений: ты имеешь богатое имуще­с­т­во, и потому можешь пользо­ваться покоем. Если бы ты был нищим, то мог бы еще подумать: на что мне надеяться в этой жизни, каких выгод ожидать себе, когда я не могу ничего делать и, следователь­но, доста­вать себе пропитание? Но ты богат, имеешь много золота, и если ты сам только захочешь, то можешь превосходно жить, пользуясь всеми утехами настоящего мира и веселясь с своей супругой, с матерью и с сво­ими дорогими друзьями. Зачем ты хочешь напрасно губить душу свою? Итак, покоряясь царской воле, скажи только одно слово, и тотчас ты будешь освобожден от мучений.

Блажен­ный, взглянув на них, отвечал:

«Никто не может служить двум господам» (Мф.6:24), и «никто, возложив­ший руку свою на плуг и озира­ю­щийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62), потому что Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не досто­ин Меня» (Мф.10:37–38), «и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Мо­им учеником» (Лк.14:27). Поэтому я не послушаю вашего совета, так как ваши слова влекут меня к погибели; а только умоляю вас, не щадите меня, но поступайте так, как вам приказано.

Тогда мучив­шие святого распалились гневом и, приступив к нему, отрезали ему большой палец правой ноги. Святый же Иаков воскликнул:

– Прославляю Тебя, Христе мой, у Которого пронзены были не только руки, но и ноги, и молю Тебя: удостой меня того, чтобы эта моя правая нога, перенесшая отрезание первого пальца, стала впоследствии по правую сторону Тебя.

И отрезали ему второй палец той же ноги. Святый же продолжал прославлять Бога:

– В сей день на мне удво­илась Твоя благость и милость ко мне, Господи, ибо я, перенесши урезывание и этого второго пальца, пойду к Тебе, Всесильному и Животворящему моему Богу, избавля­ю­щему меня от второй вечной смерти.

Отрезали блажен­ному и третий палец, который бросили около него. Блажен­ный же, взглянув на него, воскликнул, радостно улыбаясь:

– Иди, во знаменование Святой Тро­ицы, к тво­им собратьям и ты, третий палец; приняв времен­ную смерть за воскресшего после трехдневной смерти Христа, ты, подобно пшеничному зерну, брошен­ному в землю, получишь вместе с другими членами тела моего большую награду в день всеобщего воскресения.

После этого отрезали святому четвертый палец. Тогда блажен­ный громко возгласил: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога» (Пс.41:6), спаса­ю­щего силою четвероконечного креста, потому что я исповедую святое имя Его.

Отрезали Иакову и пятый палец, а святой всё продолжал восхвалять Господа Бога, восклицая:

– Господи, теперь я стану благодарить Тебя, претерпев­шего на кресте пять язв5), буду прославлять Твою помощь, ибо Ты делаешь меня достойным участи Тво­их верных рабов, пострадав­ших за Тебя и умножив­ших дан­ные им пять талантов6).

После этого, мучив­шие стали урезы­вать пальцы левой ноги его. Когда урезали мизинец, святой Иаков воскликнул:

– Крепись и ты, малый палец ноги, шестой по счету из урезываемых; ибо я надеюсь на милостиво укрепля­ю­щего меня великого Бога, который сотворил тебя в шестой день вместе с большими и воскресит тебя малого, так же, как воскресит и большие. Ибо, если не погибнет ни одного волоса на голове человека, без воли Божией, то тем более ты, малый палец, не разлучишься с другими пальцами, но одинаково с ними прославишься, так как одинаково с ними страдаешь.

И отрезали святому Иакову седьмой палец, а он громко возгласил:

– Разорите этот ветхий храм, в котором укрывает­ся семиглавый змей7), ибо Создатель, почив­ший в седьмой день от дел Сво­их, готовит мне на небе другой храм, нерукотворен­ный и вечный.

Когда отрезали святому Иакову восьмой палец, он воскликнул:

– Спасший восемь душ от воды в ковчеге Ноя (1 Пет.3:20), спасет и меня, пролива­ю­щего кровь, как воду. Вот отрезали мне восьмой палец, но я как наковальня под ударами, которая не чувствует боли, а только становит­ся тверже и крепче: ибо я не чувствую страданий при урезывании членов мо­их, так как благой Врач, Сам Творец мой, укрепляет меня и облегчает страдания мо­и: Он после всех седьмиц земной моей жизни, когда наступить всеблажен­ный восьмой день вечности, всецело восстановит меня.

Тогда отрезали Иакову девятый палец; но святой муже­с­т­вен­но молил­ся:

– Молю Тебя, Боже, укрепи меня в терпении! Душа моя уповает на Тебя, утвердив­шего меня, по Твоей благодати, в непорочности девяти Ангель­ских чинов. Итак дозволь быть с Тобою и мне, претерпев­шему отрезание этих девяти ножных пальцев, подобно тому, как пребывают с Тобою, все девять Ангель­ских чинов.

И отрезали ему десятый палец ноги; святой же громко возгласил:

– Иисус Христос, совершен­ный Бог и совершен­ный Человек, вот я приношу Тебе в жертву двойной десяток мо­их пальцев; и прибавил: «Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым» (Пс.42:1), потому что нечестивые не пощадили Твоего создания, но, как злые волки, растерзали все члены мои.

Множе­с­т­во стоявших вокруг мужей и жен, старцев и юношей, взирая на мучения святого, удивлялись его терпению. Христов же страдалец, посмотрев на мучив­ших его, сказал им:

– Что сто­ите праздно, рубите дерево, у которого уже отсекли ветви.

И мучители, подошедши к нему, отрубили ему правую ногу; святой же воскликнул:

– Теперь я приношу в дар Небесному Царю орудие моего стояния пред Ним и терплю эти мучения по любви к Нему, чтобы моя отсечен­ная правая нога стояла в Царстве Его.

Также отсекли ему и левую ногу; а он, устремив свои взоры к небу, возгласил:

– Господи, Ты услышал меня, потому что велика Твоя милость: Ты, Бог, творящий чудеса, избавил меня от стояния на левой ноге, дав тем доброе предзнаменование, ибо левая сторона знаменует погибель вечную8).

После этого святому отсекли правую руку; он же воскликнул:

– Господи, буду вечно воспе­вать Твою милость, из рода в род буду возвещать истину Твою, потому что на мне явно исполнились следу­ю­щие слова Тво­и: «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя» (Мф.5:30).

Тогда у святого Иакова отсекли левую руку; он же начал говорить:

– Господи, не мертвые восхвалять Тебя, равным образом ни те, которые низойдут во ад и держат­ся на жизнен­ном пути левой стороны, т. е. неправедных дел, но мы живые, отверга­ю­щие левую сторону (т. е. неправду), вечно будем благословлять Тебя, Господи!

После этого святому отсекли правое плечо, и тогда он проговорил:

«Хвали, душа моя, Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс.145:1–2), ибо возложив­ший на Свое плечо найден­ную Им погибшую овцу и поставив­ший ее по правую сторону Себя (Лк.15:4–7; Мф.27:23), вспомнит и мое правое плечо, и найдя его усечен­ным, поставить по правую сторону Себя.

И отсекли ему левое плечо, а святой проговорил:

– Со всех сторон окружили меня враги. Но Господь мой Помощник и моя Похвала, на плече Которого судьбы всех; Он мой Спаситель: Он не попустит меня, перенесшего отсечение левого плеча, уклониться влево во власть тьмы.

Затем начали резать голени святого Иакова до самых колен. Святый, перенося тяжкие страдания, воскликнул:

– Господи Боже мой, оказыва­ю­щей помощь боящимся Тебя и упова­ю­щим на Тебя, помоги и мне, рабу Твоему, ибо меня мучает смертель­ная болезнь.

Слыша это, мучители сказали ему:

– Не говорили ли мы, что тебе придет­ся испытать жестокие мучения и ужасные боли? Ты не поверил нам.

Но доблестный страдалец отвечал им:

– Знаете ли, для чего я страдал? Для того, чтобы ясно было, что я телесен; до сих пор, при помощи Божией, я прене­брегал всеми муками, как бесплотный; теперь же, страдая, я являюсь телесным. Но скоро Господь облечет меня в новое тело, которое уже нельзя будет мучить и истязать вашими орудиями.

Все эти мучения продолжались от самого утра до девятого часа, и в продолжение всего этого времени от истязуемого тела святого Иакова исходило сильное благо­ухание. Когда, наконец, мучители перестали истязать святого, во­ин Христов, победив­ший сво­ими страданиями диавола, взывал к Богу:

– Свят, свят, свят Ты, Бог Вседержитель, Отец и Сын и Святой Дух, восхваля­емый Херувимами и прославля­емый Серафимами и славимый всем небесным во­ин­ством и всякою тварью, Бог живых и мертвых. Помоги мне, еле живому, потому что все мои члены отрезаны и тело мое лежит, как мертвое, и только чуть-чуть теплит­ся во мне жизнь: я не имею ног, на которых бы стоял пред Тобой, Господи; не имею рук, которые воздевал бы, молясь Тебе, Владыке моему; не имею колен, на которые мог бы припасть, поклоняясь Тебе, моему Создателю: руки, ноги, плечи и голени отсечены у меня, и я повержен пред Тобою, Владыка, как развалив­шийся храм, или дерево без ветвей; посему умоляю Тебя, Человеко­любче, не оставь меня до конца, но избавь из темницы душу мою.

Когда он молил­ся таким образом, один из присутствовав­ших при казни святого, взяв нож, отсек его честную главу, и святой, окончив, таким образом, свои мученические подвиги, предал святую душу свою в руки Божии. Честное же тело его, раздроблен­ное на части, лежало на земле до ночи. Ночью веру­ю­щие, собрав все члены, погребли их вместе с телом, прославляя Отца и Сына и Святого Духа9). Аминь.

Тропарь, глас 4:

Мучении стран­но­ужасными, и доблестию терпения всех пре­удивил еси многострадальне, над ко­имждо составом удеси резания, благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу. Тем во страдании твоем венец прием, к престолу возшел еси небеснаго Царя Христа Бога, Иакове: Того моли спасти душы наша.

Кондак, глас 2:

Уверився доброю сопружницею терпеливодушне, и страшнаго судища убоявся, персское повеление и страх Иакове поплевал еси и явил­ся еси мученик честный, телом яко розга режемь.

 

 

Примечания:

1) Издигерд I царствовал с 399 по 420 г.; сын его Варахран царствовал с 420 по 438 г.

2) Спекуляторами в Римской империи называл­ся отборный отряд преторианцев, обязан­ных служить самому императору. Здесь под именем спекуляторов нужно разуметь во­инов, находив­шихся при Персидском царе. Осудив святого Иакова на усечение всех членов, Варахран исполнение этой казни есте­с­т­вен­но поручил находив­шимся при его особе во­инам.

3) Разумеет­ся притча Христова о 5 мудрых и 5 юродивых девах. (Мф.25:1–13)

4) Господь Иисус Христос был пригвожден ко древу в шестой день недели, начиная счет с воскресенья, и в шестой час дня (по нашему 2-ой).

5) Когда Господа Иисуса Христа вознесли на Кресте, то Он был пригвожден четырьмя гвоздями, вбитыми в две кисти рук и в две ступни ног. Так образовалось у него четыре язвы или раны; пятая нанесена была во­ином после Его крестной смерти, когда во­ин вопием пронзил Ему ребро.

6) Имеет­ся в виду притча о талантах, под образом которых разумеют­ся духовные дарования людей. (Мф.25:14–30).

7) Разумеет­ся диавол, растлив­ший грехом природу человеческую.

8) Левая сторона знаменует погибель вечную потому, что Сам Господь в Своем изображении Страшного Суда говорит, что Сын Человеческий поставит грешников по левую сторону Себя.

9) Кончина св. Иакова мученика последовала в 421 г. Когда впоследствии издан был указ в Персии сожигать св. мощи мучеников, христиане отправили мощи Иакова в Иерусалим, откуда при императоре Маркиане (в половине V в.) они перенесены были Едесским епископом Петром в Тавен­ну, что в Египте. По другому сказанию, они перенесены были из Персии в Италию, где глава святого мученика хранит­ся доныне в Ватиканской базилике. Есть мощи его и в Браге, в Португалии, где перенесение их празднует­ся 22 мая.

 

 

Источник: Святитель Дмитрий Ростовский. Жития святых

Добавить комментарий

Постулат: позиция администрации неприкосновенна.


Защитный код
Обновить