.. Новости Проповеди Неделя 15-я по Пятидесятнице

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 15-я по Пятидесятнице

Мф., 22, 35-46

Фарисеи подсылают к Господу Иисусу Христу законника, не с тем, чтобы научиться, но чтобы искусить Его, и спрашивают: "Какая наибольшая заповедь в законе?" Они думали, что Спаситель, назвав Себя Самого Богом, чрез то подаст им случай обвинить Его.

Христос желая показать, что они предлагают этот вопрос потому, что вовсе не имеют любви, но истаевают от злобы и снедаются завистью, говорит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя".

Почему же подобна ей? Потому что вторая пролагает путь к первой, и взаимно поддерживается ею. Всякий, сказано, делающий злое, ненавидит свет и не идет ко свету (Ин. 3, 20); и в другом месте: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13, 1). И еще: корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6, 10); и: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15).

Христос, будучи спрошен о первой заповеди, приводит и вторую, почти столько же важную, как и первая. Этим Он давал им заметить, из какого источника происходил их вопрос, то есть от злобы.

Потом, давши ответ на его вопрос, Иисус и сам спросил фарисеев: Что вы думаете о Христе? Чей он сын? Сколько Он сотворил чудес и знамений, сколько предложил других вопросов, сколько представил доказательств Своего единомыслия со Отцом и в словах и в делах, чтобы фарисеи не могли сказать, что Он противник закона и враг Божий. Вот почему этот вопрос Он и предлагает после многих столь многих доказательств, непреметным для них образом приводя их к признанию и Его Богом.
Говорят Ему: Давидов. Спаситель, исправляя это их мнение, приводит пророка, утверждающего, что Он Господь и истинный Сын Божий, и что Ему принаддлежит одинаковая честь с Отцом.

Впрочем Он на этом не остановился, но чтобы возбудить в них чувство страха, приводит и следующие слова пророка: доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих,-- для того, чтобы по крайней мере этим средством обратить их к Себе. А для того, чтобы они не сказали, что в этих словах Давида есть преувеличение, похожее на ложь, и что это просто лишь сказано по суждению человеческому, смотри, что говорит Он: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом... если Давид называет Его Господом, как же Он сын Ему?

Но выслушав эти слова, фарисеи ничего не отвечали; они совсем не хотели знать истины. Поэтому Он сам наводит их на ту мысль, что Он есть Господь Давиду. Но и это Он говорит не прямо от своего лица, а приводя слова пророка, потому что они не верили ему, и думали о Нем худо.

Этими словами Спаситель заключает беседу Свою с фариеями, представив им учение высокое, величественное и могущее заградить уста их. И они действителььно с того времени замолчали, не по собственному желанию, но потому что не могли ничего возразить; и таким образом получили столь решительный удар, что уже не отваживались более так нападать на него,-- сказано: И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. И это принесло народу немалую пользу. Потому-то Спаситель прогнал этих волков и разрушил их злые умыслы.

Из творений свт. Иоанна Златоуста

Составил иеромонах Вадим (Чинилкин)