.. Новости Проповеди Неделя 4-я по Пасхе

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О расслабленном

Ин., 14 зач., 5, 1-15

Ахимандрит Геннадий (Гоголев)

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 

В пасхальный период, который мы ныне переживаем, радость от праздничного воскресного дня - удваивается. Воскресные дни, выпадающие на календарный пасхальный период - это особое время, это время, когда мы отчасти повторяем пасхальное богослужение, совершаем крестный ход и вспоминаем о том, что Пасха для всех нас это состояние духа, которое мы должны стремиться сохранять на протяжении всего календарного года, на протяжении всей нашей жизни.

Апостол Павел говорит в одном из своих посланий: "Не угашайте Духа". Он имеет в виду именно духовную радость о Воскресшем Господе, которая сопровождает православного человека во все дни жизни, которую христианин должен возгревать и поддерживать всю жизнь. "Не угашайте Духа" – это призыв всегда переживать пасхальную радость. Далее...

 


А почему же иногда нас все-таки оставляет пасхальная радость? Почему иногда гаснет в нас Дух Божественный, Дух радости? Конечно же, по одной лишь причине: своими грехами, своей нерадивой жизнью мы отгоняем от себя благодать Божию и забываем о нашем высоком духовном призвании, погружаемся в тину греховных помыслов и страстей. Пасхальный период для каждого христианина должен стать временем, когда силой пасхальной радости, духом Воскресения Христа мы побеждаем грех: греховные помыслы и страсти, которые со всех сторон восстают на нас, отступают и уничтожаются радостью о Воскресшем Господе.

Сегодня в православных храмах было прочитано Евангелие от Иоанна, в котором рассказывалось об исцелении Христом Спасителем расслабленного человека, парализованного человека - как мы бы сказали, выражаясь современным языком.

Расслабленный лежал недалеко от Иерусалимской купели, водоёма, развалины которого показывают туристам и по сей день. Эта купель называлась Вифезда. Она пользовалась особой славой среди евреев. Дело в том, что в этой купели происходили исцеления. Существовало предание, что Ангел Господень невидимо сходит иногда в эту воду, возмущает воду. И тот из болящих, кто первый заходил в купель во время этого водного возмущения, получал исцеление. Конечно же парализованный человек не мог войти в эту приносящую исцеление воду сам. Он ждал, чтобы кто-нибудь взял его одр, на котором он лежал, страдая, отнёс его, да потом ещё и заботливо погрузил в купель. И ждал так расслабленный своего часа 38 лет! Он терпеливо ждал и надеялся, что найдется человек, который отнесет его в исцеляющую купель.

Христос обращается к расслабленному с вопросом: "Хочешь ли ты быть здоров", испытывая надежду расслабленного. Тот отвечает утвердительно. И Господь говорит ему: "Возьми одр твой и ходи". Парализованный человек, по слову Христа Спасителя, встаёт и получает исцеление. Ему не нужны больше другие проявления милости Божией, не нужна больше эта чудесная вода, он удостоился быть исцелённым самим Воплотившимся Сыном Божиим.

Чудо исцеления расслабленного имеет глубокий духовный смысл. Святые отцы в толкованиях подчеркивают, что исцеление физически парализованного человека является образом исцеления наших духовных болезней. Как тот исцелённый в Иерусалиме был расслаблен физически, так мы все расслабленны душевно. Духовная жизнь наша парализована, воля наша парализована.

Другие больные умели ходить и у них было больше надежд получить исцеление в купели. А наш расслабленный лежал неподвижно. Точно так же в душевной жизни человек может быть одержим различными греховными страстями, может впадать в самые разные грехи, самые страшные грехи, но у него практически всегда есть возможность исцеления, исправления жизни, если он обладает хотя бы малейшей способностью собственного душевного движения навстречу своему исцелению. Если воля его не окончательно парализована.

Святые отцы подчеркивают, что нет таких грехов, которые Господь не мог бы простить, нет таких болезней душевных, нет таких страстей, которые Господь не мог бы исцелить. Но есть такое состояние духа, когда человек сам не идёт к Господу за исцелением. Поэтому самый страшный грех в человеке - это грех уныния, переходящий в отчаяние. Грех, который парализует волю. Потому что когда человек впал в отчаяние, он уже не в состоянии сделать ни малейшего усилия к своему спасению. Этого греха отчаяния, а, точнее, греха уныния, который ведет к отчаянию, следует избегать в первую очередь.

Жизнь наша с рождения и до самой смерти наполнена разными событиями. Нет человека, который бы не согрешил, и каждый человек в своей жизни переживает и минуты духовных взлётов, и минуты падений. Иногда – падений весьма тяжких. Но, "если ты каждый день падаешь - говорит преподобный Иоанн Лествичник, - то каждый день вставай, и ангел твой почтит твоё терпение». Сам Господь придёт к тебе на помощь, не отчаивайся.

Нынешнее евангельское чтение предостерегает нас от греха отчаяния. Посмотрите, даже тот расслабленный человек, которого исцелил Господь, не отчаивался. Он в течение почти сорока лет, казалось бы не имея никакой возможности к исцелению, не удалялся от этой чудотворной купели. На что он надеялся - по-человечески совершено непонятно, но он лежал и верил в возможность своего исцеления. Эта вера его выражается и в ответе Христу, в котором он выразил свою надежду.

Исцеление человека происходит действием благодати Божией. По милости Божией происходит наше освобождение от грехов. Не своими усилиями, но своим смирением мы позволяем Богу исцелить нас.

Но душевное усилие необходимо. Как бы ни казалось иногда нам, что мы далеко отстоим от Бога, все равно мы будем побуждать себя вставать на молитву и утром, и вечером, и приходить в церковь, исповедовать свои грехи перед священником.

И пусть Всемилостивый Господь, Который исцелил носимого на одре расслабленного человека, убережёт нас от отчаяния, подаст нам дух покаяния и поможет нам на всех путях нашей жизни. Аминь.

http://kods.kostroma-eparhia.ru/index.php?view=article&id=5544%3A-4-&option=com_content&Itemid=70