.. Новости Статьи Суточный круг богослужения: нужны ли перемены?

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Суточный круг богослужения: нужны ли перемены?

Александра Сопова
«Часослов задуман для того, чтобы вычитываться каждый день. Есть восприятие суток и всего года как священного времени спасения. Освящение времени – это ключевая цель Часослова как книги» – сказал священник Михаил Желтов на круглом столе «Содержание и современная практика совершения служб суточного круга», состоявшемся в Даниловом монастыре под эгидой Общецерковной аспирантуры.

 

В круглом столе приняли участие насельник Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов), настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Новомучеников и исповедников российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов и другие.

Участники круглого стола соглашались с мыслью, что Часослов следует редактировать.

Можно редактировать на основе обращения традиции или в стремлении к практической целесообразности. Если ориентироваться на традицию – то непонятно, на практику какого века ориентироваться? Если на удобство – играет роль фактор личного опыта.

В эпоху раннего средневековья устоялись два типа богослужений: была практика кафедральных храмов (не более двух молитвенных собраний в день, небольшое количество ключевых чтений и песнопений), а для усердных – аскетические общины с более полным кругом богослужения и более полным объемом Псалтири. Третий тип – монашеское богослужение. Позднее именно монашеский устав был взят за основу для тех, кто хочет совершать в частной молитве полный богослужебный круг.

Если предпринимать корректировку, то нужно ответить на вопрос, какая эпоха и какой набор богослужебных книг является идеалом для русской традиции; потом посмотреть, вписывается ли этот идеал в то литургическое пространство, которое нужно возрождать; далее, ввести дифференциацию в богослужения по типу: приходское, епископское и монашеское, а может быть, понадобятся и другие.

Настоятель храма св. мц. Татианы протоиерей Максим Козлов отметил, что приходское богослужение с суточным кругом пересекается лишь частично. Многие службы любопытный прихожанин увидит только в часослове. «Можно спасти большой русский лес, издавая часть тиража просто для практического применения, без тех служб, которые не употребляются», – предложил отец Максим.

Смущение оттого, что вечерние молитвы совершаются утром и наоборот, по мнению протоиерея Максима, обычно бывает недолгим. «Проблема в другом: для значительной части нашей паствы вечерня и утреня остаются непонимаемыми». Литургию тот, кто хочет, понимает (благо ее текст издан в том числе с переводом и комментариями), а кто не хочет, того и заставлять не стоит. А с всенощным бдением сложностей больше даже для тех, кто хочет его понимать. И дело тут даже не в структуре службы и не в утомлении от ее продолжительности.

Чтобы сделать богослужение понятным, есть несколько путей. Один путь – издание соответствующих сборников с песнопениями, подобных уже изданным Свято-Тихоновским  православным богословским университетом сборников текстов из Цветной и Постной триоди, Октоиха. «У нас на двунадесятые праздники полхрама с книжками стоит и следит за текстом», – поделился наблюдением прот. Максим Козлов.

Второй путь – петь понятно и читать отчетливо. Говорится об этом давно, но видимо, это должно контролировать священноначалие – с наказанием тех, кто читает и поет плохо, и поощрением читающих и поющих хорошо.

Также настоятель университетского храма заметил, что нужно соотнести богослужебный круг и личное молитвенное правило христианина. «Нужно ли мне читать три канона и вечернее правило перед Причастием, если я был на всенощной? А если я причащаюсь два дня подряд?» – такие вопросы часто задают прихожане. По мнению прот. Максима Козлова, общественное богослужение не должно полностью заменять личное келейное правило, как это произошло у католиков. Но можно выработать некий компромисс, чтобы при многочасовых службах сокращение личного правила было регулярным и происходило без укоров совести, не по индивидуальному благословению священника.
При любой корректировке устава прот. Максим Козлов призвал следовать одному правилу: «не колебать того, что твердо стоит».

Правило в метро

Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин отметил парадоксальность ситуации, когда личный суточный круг – это вечерние и утренние молитвы, а недельный круг для человека – всенощная и литургия, т.е. фактически настоящий суточный круг.

Ссылаясь на архимандрита Софрония (Сахарова), Сергей Чапнин отметил, что не только для монахов, но и для мирян богословские идеи из утреннего правила не соответствуют «христианским задачам дня»: «Мы изменились психологически по сравнению с авторами этих молитв».

Первое что нужно, по мнению Сергея Чапнина, – осмысление того молитвенного ритма, в котором Церковь советует жить современному человеку. Возникли такие временные промежутки, которые можно использовать для молитвы: например, сорок минут поездки на метро или час на электричке. «Нужно не подстраиваться под структуру времени современного человека полностью, но учитывать ее», – считает он.

По мнению священника Михаила Желтова, плохо в молитвенном правиле то, что оно не включает библейского элемента, тогда как Часослов состоит в основном из псалмов.
Протоиерей Максим Козлов поставил вопрос об авторитетности самого текста утреннего и вечернего правила, о мере его обязательности для мирян. «Идеальная семья мирян эпохи Домостроя не знает вечернего и утреннего правила, она читает вечерню и утреню», – напомнил настоятель университетского храма. Молитвы утреннего и вечернего правила не стыкуются ни с Часословом, ни с приходским богослужением. Они не предполагают изменяемого элемента, словно их составители думали, что у человека нет психологии, у него не возникает привычки и т.п. Сухость при молитве возникает у многих, кто по 15 лет каждый день читает одни и те же страницы.

По мнению отца Максима, нужно искать варианты: можно прочитать повечерие с каноном вместо вечерних молитв; можно составить отдельное келейное правило для двунадесятых праздников, для воскресных и будничных дней. Перед Причастием канон праздника может заменять Покаянный канон. В день Причастия человек вместо покаянного по тематике вечернего правила хотел бы благодарить Бога словами в основном благодарственных молитв. «Конечно, сейчас вариативный молитвослов никто не издаст, – подытожил прот. Максим Козлов, – но хорошо бы, чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты».


Молитва от сердца

Священник Михаил Желтов отметил, что молитвы как жанр – «это вообще самый скучный текст: формульное начало, формульный конец, в середине воспоминание прообразов и какое-либо прошение». Впрочем, участники конференции соглашались с тем, что молитва должна быть не скучной и чужой, напечатанной или написанной, она должна быть личной. Сергей Чапнин предложил побуждать людей выучивать правило наизусть: не вполне правильно, что навык молитвенного настроения связывается с книжкой перед глазами. Тогда личная молитва будет естественно изливаться традиционными словами. Преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов отметил необходимость популяризации Часослова – например, с помощью занятий в воскресных школах. Когда ты представляешь себе ход богослужения, оно становится интереснее, а участие в нем – осознаннее.

На конференции скорее ставились вопросы, чем давались ответы. Для того, чтобы появились общепризнанные варианты решения существующих проблем, нужны многочисленные обсуждения, а в итоге – решения священноначалия.

 

Добавить комментарий

Постулат: позиция администрации неприкосновенна.


Защитный код
Обновить