..

№3. Грех отнимает радость

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

 ИЮНЬ - 2007

МАКАРЬЕВСКИЙ ЛИСТОК №3

{mosimage}Тропарь Божией Матери перед Ее иконой «Всех скорбящих Радосте» (6 ноября), глас 2:

Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога вышняго, Ты еси Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6:

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари на помощь нас, верно зовущих Ти, ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Молитва:

О, Пресвятая Владычице Богородице, высшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте, подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаице и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя, нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.


Радость и злорадство

{mosimage}Злорадство состоит в том, что человек радуется расширению, распространению, победе зла, а духовное радование – в том, что верный веселится о низвержении зла, прекращении его и победе над ним Христа и Церкви. Радость демонская состоит в том, что человек радуется самой беде, в какую попал его ближний, а радость Христова, христианская, смотрит на начало и конец всякого дела, на цель его и следствия. И христианин иногда радуется погибели нечестивого человека, и Церковь на веки вечные установляет дни памяти и богослужебные чины в честь низвержения еретиков, но не самому их несчастию злорадствует, а духовно торжествует радостию великою о победе добра; не о том злорадствует, что люди злые погибли, а радуется от того, что жизнь вокруг очистилась от зловония страстей, злочестия и богохульства. Таким образом, когда дело касается славы Церкви, или Христа, или вообще спасения, злорадство нечестивых и духовная радость благочестивых могут по внешности казаться одинаковыми, ибо те и другие радуются, когда какое-либо лицо падает под ударами наказывающего меча Божия. Но по внутреннему смыслу между ними лежит пропасть. Апостол пишет к коринфянам (2 Кор. 7,9): «Ныне радуюся, не яко скорбни бысте, но яко оскорбистеся в покаяние». «Я радуюсь, - как бы так сказал, - видя не собственно печаль, но плод печали; потому что печаль эта произрастила похвальное покаяние». (Блаж. Феодорит). «Когда отец видит, что сыну делают надрез, радуется не тому, что сын терпит боль, но тому, что он исцеляется», - говорит св. Иоанн Златоуст. Еще один пример. Злорадствовала Иродиада, видя мертвую главу св. Иоанна Предтечи, считая его за своего врага, и духовно радовалась Церковь Божия, когда позорной смертельной болезнью, не от рук человеческих, погиб Арий, злейший враг Церкви. Дело как будто одинаковое по внешности, а по существу – большая разница. Одно настроение души (у христианина) естественно, а другое выращено человеком в себе посредством страстей и противоестественно. Одно чувство при виде греха и гибели нечестивых поучает путям Промысла Божьего, а другое наслаждается самой этой гибелью и кричит: «Мало еще!..»

Епископ Варнава (Беляев) (+1963)


Грех отнимает радость

{mosimage}Важно, чтобы каждый день не ушел пустым в вечность, и нельзя довольствоваться механическим течением нашей жизни. Надо находить в каждодневной жизни ценности. Каждый день нам дан для извлечения хотя бы минимума того блага, той радости, которая, в сущности, и есть вечность и которая пойдет вместе с нами в будущую жизнь. Чтобы извлекать ценность из каждого дня, надо творчески относиться к каждому моменту нашей жизни. Творчеством мы можем преодолевать нашу инертность, высвободиться из тьмы страстей, нас одержащих. Если я хочу себе подлинного блага, радости, то должен творить жизнь. Грех отнимает у меня радость жизни, отделяет меня от Бога, скрывает даже меня от самого себя и мешает видеть красоту Божьего мира. Следовательно, преодоление греха ведет к радостному восприятию мира, познанию Бога и в то же время несет за собою созидание новой, подлинной жизни, к которой, в сущности, и призван человек. Преодолением греха мы выявляем добро, выявляя добро, мы как бы окунаемся в вечность, творя новую жизнь.

Высокопреосвященнейший Сергий,
архиепископ Казанский и Чистопольский (+1952)


Радость мирская и радость духовная

{mosimage}Есть мирская радость и есть божественная радость. Когда что-то недуховно, нечисто, то в сердце не может быть истинной радости и мира. Радость, которую испытывает духовный человек, - это не та радость, за которой многие сегодня гонятся. Не надо путать разные вещи. Имели ли святые радость в том ее виде, что ищем мы? Матерь Божия имела такую радость? Христос – смеялся ли Он? Кто из святых прожил эту жизнь без боли? У какого святого была такая радость, к которой стремятся многие христиане нашего времени, не хотящие и слышать ничего неприятного, чтобы не расстроиться, не потерять своей безмятежности? Если я избегаю волнений, ради того чтобы быть радостным, ради того чтобы быть мягким, то я равнодушен! Духовная кротость – это одно, а мягкость от равнодушия – это другое. Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, - не духовный человек. Духовный человек весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Но за эту боль ему воздается божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и божественное утешение, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость – невыразимая и заливающая сердце.
Старец Паисий Афонский (+1994)
 
Ржавое железо

{mosimage}Не печалься, что Господь попустил болезнь. Вспомни, что Он попускал более тяжкие болезни тем, кто лучше тебя. Представь себе кусок железа, забытый кузнецом и годами лежавший в углу кузницы. В конце концов железо станет просить кузнеца взять его в работу. Тогда кузнец быстро поднимает его, бросает в огонь и, когда оно раскалится, положит на наковальню. Будет ли железо печалиться? Так и твоя болезнь к радости, а не к печали. Ибо ты молился, чтобы Господь сделал тебя лучше. И Он, как кузнец железо, взял тебя в работу и начал тебя закаливать и ковать. Брат, Господь взял тебя в работу! Радуйся, ржавое железо, забытое кузнецом!

Святитель Николай Сербский (+1956)
 
 
 
 
Читайте также: