..

Святитель Гурий, Казанский и Свияжский чудотворец

Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась. Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского. Там облекся он в одежду инока, приняв имя Гурия, и вскоре поставлен был (1522 г.) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь, а 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищные монастыря, для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под особым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру. Он преставился 4 декабря 1563 г., приняв за два дня до кончины схиму. Мощи его, обретенные 4 октября 1595 г., почивают в Казанском Благовещенском соборе. Они переложены в 1817 г. в новую серебряную раку.

Гурием началась епархия в Казани. По указу царя Иоанна Василиевича, митрополит Макарий соборно учредил 1555 г. архиепископство в Казани, третьей степени. После архиепископов были там с 1589 г. митрополиты, а после них с 1832 г. епископы и архиепископы. Сперва епархиальные архиереи именовались Казанскими и Астраханскими; потом, с 1602 г., Казанскими и Свияжскими, а с 1799 г. Казанскими и Симбирскими. В 1799 г. учреждена викарная епархия Казанская; епископам оной велено писаться Свияжскими; но в 1802 г. Казанские викарии отменены.

Как избавиться от страха и начать жить?

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Как избавиться от страха и начать жить?

Размышляет протоиерей Павел Великанов

30.07.19

Практически каждое светское издание периодически публикует статьи, озаглавленные примерно так же, как и этот материал. Тема страха и попыток его преодоления во все времена волновала человечество. И сегодня в нашу редакцию регулярно приходят письма, в которых люди пишут о своих тревогах и опасениях. Кто-то переживает за семейные отношения, другие страшатся за будущее своих детей, третьи рассказывают об ужасе, который испытывают, когда думают о болезни или смерти — своей или близких.

О том, что же может стоять за нашими мучительными тревогами, возможно ли с ними бороться и есть ли у Церкви «вакцина» от страха, «Фома» поговорил с протоиереем Павлом Великановым.

Страх перед будущим

Как избавиться от страха и начать жить?– В послании апостола Иоанна мы встречаем такие слова: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин 4:18). Получается, что для апостола самый обычный страх становится самой главной преградой для совершенной любви?

Но ведь в жизни мы встречаем прямо противоположное. Чем больше мы любим кого-то, тем больше боимся такого человека потерять. Чем сильнее любовь, тем глубже страх. Как же тогда возможно сопоставлять эту мысль апостола с действительностью, если она ей противоречит?

– Мне кажется, здесь возникает путаница понятий. Сначала мы должны определить, что такое страх. Страх – это состояние оцепенения. Состояние паралича душевных сил, когда человек оказывается неспособным адекватно воспринимать происходящие вокруг него события и не может рационально на них реагировать. Говорят: «он замер от страха», «смотрел с ужасом», «страх охватил его всего, с ног до головы…». Но то, о чем Вы говорите, это скорее состояние тревожности и беспокойства, а не страха как такового, не «ужаса». И я бы не стал между ними ставить знак равенства.

 

Неделя 5 по Пятидесятнице

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Неделя 5 по Пятидесятнице

Исцеление двух бесноватых

Мф. 8:28-34; 9:1

Мф.8:28. И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

Овладев двумя человеческими существами, бесы стали пользоваться ими как своим орудием для причинения зла другим людям. Ибо главная особенность людей, которыми овладели нечистые духи, – творить лишь мерзости и зло. И оба были так жестоки и злы, что никто не смел проходить тем путем. Но почему они любили жить в гробах (в пещерах, где погребали покойников)? Потому, что демонам хотелось во многих посеять пагубное учение, как будто души умерших превращаются в бесов. Ты скажешь, что сами бесноватые взывают: я душа такого-то человека! Но и это – хитрость и обман дьявола. Не душа какого-нибудь умершего вопиет, а притворяющийся так демон, для обольщения слушателей. Если бы душа могла войти в существо дьявольское, то тем более она могла бы войти в свое тело. Притом нельзя представить, чтобы человек в состоянии был изменить свою бестелесную природу в другое существо. Если невозможно это в отношении к телам, так как никто не может превратить тела человеческого в тело ослиное, то тем более невозможно это в отношении к невидимой душе, которую никто не может превратить в существо демонское. Это – бредни пьяных старух и детские страхи.

 

Памяти протоиерея Николая Агафонова

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

ПРИГОВОРЕННЫЙ К ЖИЗНИ

Памяти протоиерея Николая Агафонова

28.07.19

26 июля – сороковой день со дня христианской кончины известного самарского священника и писателя, лауреата Патриаршей премии по литературе – протоиерея Николая Агафонова. Мы публикуем воспоминания земляка и друга отца Николая – самарского литератора Алексея Солоницына.

Прощание

Он ушел он нас в День Святого Духа, 17 июня. Как рассказал его сын, отец Иннокентий, в этот день отец Николай, уже невнятно произносивший слова, неожиданно ясно сказал: «Поднимите меня».

Вместе с дочерью Ксенией они выполнили просьбу отца, и он сказал: «Причасти меня». «Папа, к нам едут священники, давай сначала соборуемся», – возразил сын. «Нет, причасти. Я умираю».

Сын послушался, причастил отца и только после этого приступил к соборованию. Но едва успел помазать лоб отца Николая, как тот закрыл глаза, и душа его покинула тело.

Выходит, он знал не только день своего ухода из жизни земной, но и час, и даже минуту.

   

«Те, кто говорит родственникам: “Сдали в хоспис и довольны”, пусть сами придут и посмотрят»

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

«Те, кто говорит родственникам: “Сдали в хоспис и довольны”, пусть сами придут и посмотрят»

27.07.19

Почти половину своей жизни 34-летний онколог Ариф Ибрагимов работает в Первом московском хосписе им. В.В. Миллионщиковой. Сейчас как его заведующий он больше занимается административной работой, но часто дежурит по ночам и врачом выездной паллиативной службы.

В 19 лет я прекрасно понимал, что люди умирают

– Это правда, что вы решили работать в хосписе на втором курсе университета?

– Со второй половины третьего. Просто мимо проходил (улыбается).

– То есть?

– Реально мимо проходил. Наша кафедра хирургии находилась в соседнем здании. Это была поздняя весна, когда все цвело. А в хосписе же очень красивый забор, поросший виноградником. И я шел и думал, что же это такое в центре Москвы. И допроходился до того, что устроился на работу. Началось все с санитарства.

 

Епископ Солнечногорский Алексий: Духовничество — это прежде всего послушание

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Епископ Солнечногорский Алексий: Духовничество — это прежде всего послушание

26.07.19

Данилов монастырь стал первым монастырем на Руси. Пройдя сквозь годы лихолетий в XX веке и восстав из небытия, он вновь распахнул двери своих храмов для тех, кто приходит сюда в поиске Бога, молитвенной и духовной поддержки. О тех, благодаря кому удалось сохранить духовную преемственность между поколениями даниловских иноков, о том, что такое духовничество — талант или призвание, для чего современному монаху нужен гаджет и как исповедь помогает духовному росту, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители епископ Солнечногорский Алексий.

Свеча преподобному Даниилу

— Ваше Преосвященство, «Журнал Московской Патриархии» поздравляет Вас с епископской хиротонией и желает духовных сил и благодати Божией в Вашем новом служении. Недавно Данилов монастырь отметил свое 35-летие со дня начала возрождения. О восстановлении обители в своей книге «Это было чудо Божье»[1] рассказал митрополит Евлогий (Смирнов). А какие, на Ваш взгляд, важные для монастыря события произошли после того, как настоятелем стали Вы?

— Для меня это освящение на Тульской площади памятника святому благоверному князю Даниилу Московскому (сентябрь 1997 года), а через год восстановление часовни в его честь, разрушенной в советское время. Это и возвращение из Гарварда монастырю его звонницы (18 колоколов), создание четырех монастырских подворий.

   

Страница 2 из 221

«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»