..

Святитель Гурий, Казанский и Свияжский чудотворец

Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась. Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского. Там облекся он в одежду инока, приняв имя Гурия, и вскоре поставлен был (1522 г.) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь, а 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищные монастыря, для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под особым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру. Он преставился 4 декабря 1563 г., приняв за два дня до кончины схиму. Мощи его, обретенные 4 октября 1595 г., почивают в Казанском Благовещенском соборе. Они переложены в 1817 г. в новую серебряную раку.

Гурием началась епархия в Казани. По указу царя Иоанна Василиевича, митрополит Макарий соборно учредил 1555 г. архиепископство в Казани, третьей степени. После архиепископов были там с 1589 г. митрополиты, а после них с 1832 г. епископы и архиепископы. Сперва епархиальные архиереи именовались Казанскими и Астраханскими; потом, с 1602 г., Казанскими и Свияжскими, а с 1799 г. Казанскими и Симбирскими. В 1799 г. учреждена викарная епархия Казанская; епископам оной велено писаться Свияжскими; но в 1802 г. Казанские викарии отменены.

Как возможно, говорят, человеку непрестанно радоваться?

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Как возможно, говорят, человеку непрестанно радоваться?

Святитель Иоанн Златоуст

Вы слышали, как Павел убеждал нас и говорил: «радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся» (Филип. IV, 4). Знаю, что (исполнение) этих слов для многих кажется невозможным. Как возможно, говорят, человеку непрестанно радоваться? Радоваться не трудно, скажет, быть может, кто-нибудь, но радоваться непрестанно – это мне кажется уже невозможным, потому что нас постигают со всех сторон многие неизбежные скорби. Иной потерял или сына, или жену, или искреннего друга, которые роднее всякого родственника; или понес ущерб в имуществе, или впал в болезнь, или претерпел другое какое-либо несчастие, или огорчен незаслуженной обидой; или (случился) голод или язва, или налог непосильный, или расстроились домашние дела; а впрочем, и не перечтешь всего, что в частном и в общественном быту обыкновенно огорчает нас. Как же, говорят, возможно всегда радоваться? Конечно возможно, человек! А если бы было невозможно, то Павел не стал бы убеждать, не стал бы советовать он, обладающий духовною мудростью.

 

О возмущении, о посте и на изречение апостола: «радуйтеся всегда о Господе»

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О прежнем предмете – возмущении, также о посте, и на изречение апостола: «радуйтеся всегда о Господе» (Филип. IV, 4)

Святитель Иоанн Златоуст

1. Многие, видел я, радуются и говорят друг другу: мы победили, мы одолели; половина поста убыла. Таковых прошу не радоваться тому, что убыла половина поста, а смотреть на то, убыла ли половина грехов – и тогда ликовать. Это действительно достойно радости, это и есть искомое, для этого все и делается, чтобы т. е. исправили мы свои недостатки, чтобы вышли из поста не такими, какими вступили в пост, но омылись и отстали от всех дурных привычек, и так провели священный праздник. А если не так, то нам не только не будет никакой пользы, но и величайший вред от того, что пройдет пост. Не будем же радоваться, что мы прошли поприще поста: это вовсе не важно; но станем радоваться, когда проведем его в добрых делах, чтобы, и по прошествии поста, сиял плод его. И польза зимы обнаруживается особенно тогда, когда она пройдет: зеленеющие нивы и покрытые листьями и плодами деревья видом своим возвещают о пользе, происшедшей для них от зимы. Это же да будет и с нами! И мы зимою, во время поста, пользовались продолжительными и непрерывными дождями, быв непрестанно поучаемы, приняли (в себя) духовные семена и отсекли терния удовольствий. Будем же тщательно хранить принятое, чтобы, и по прошествии поста, процветал плод его, и чтобы по тем благам, которые получим он поста, помнить нам и самый пост. Если мы так настроим себя, то и будущий пост примем с радостью.

 

Духовники об унынии и радости

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

«ХОЧЕШЬ РАДОВАТЬСЯ? – ПОНЕСИ ПРЕЖДЕ КРЕСТ»

Духовники об унынии и радости

01.05.19

Что надо, чтобы жить и радоваться? Во-первых – жить. А во-вторых – радоваться! Это из детских разговоров. А почему у взрослых так не получается? И что делать? Рассуждают пастыри.

Великопостная арифметика радости

Блиц-интервью с настоятелем храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Акулове – митрофорным протоиереем Валерианом Кречетовым.

Вычитание из жизни скорбей и дробь самопознания

– Отец Валериан, почему люди, в то время как могли бы радоваться, часто сегодня унывают?

– Про преподобного Серафима Саровского в псалме поется: «Вот он, в скорбях, как мы в счастье, ликующий, Душу готовый отдать за других!»… Корень всех страстей – гордыня. Это когда человек что-то мнит о себе, что не соответствует действительности. Считает себя умнее других, например. А когда правда хотя бы только приоткрывается, что он на самом деле не таков, – унывает. Это же он даже не в себе разочаровался, а в своих фантазиях на свой счет. Потому-то Господь часто и не открывает человеку все его ничтожество, чтобы он не пришел в отчаяние.

   

Евангелие о Победителе смерти

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

Евангелие о Победителе смерти

Святитель Николай (Велимирович)

Продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы; измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца; изнуренные тягчайшею борьбой ликуют при неожиданной победе. О воскресший Господи, как Ты воскресением Своим для всех стал всем! О пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу! Радуется небо, радуется и земля. Радуется небо, как радуется мать, питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада, принимающие пищу из рук своей матери.

Победа Христова есть единственная победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле разделяла и разделяет людей. Когда один царь земной одержит победу над другим царем, один из них радуется, а другой скорбит. Когда человек победит своего соседа, то под одною крышей – песня, а под другою – плач. Но нет на земле победной радости, что не отравлена злорадством: обычный победитель земной радуется сколько своему смеху, столько и слезам побежденного противника. Он и сам не замечает, как злоба наполовину разбавляет его радость.

 

В праздник Светлого Христова Воскресения

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

В праздник Светлого Христова Воскресения Предстоятель Русской Церкви возглавил торжественное богослужение в Храме Христа Спасителя в Москве

28.04.19

В ночь с 27 на 28 апреля 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальные богослужения — полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию свт. Иоанна Златоуста.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Венский и Будапештский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; схиархимандрит Илий (Ноздрин); протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы.

Пасхальное богослужение в Храме Христа Спасителя посетили Президент Российской Федерации В.В. Путин, председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой, мэр г. Москвы С.С. Собянин.

   

Страница 9 из 221

«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»